Она окончила Московский государственный лингвистический институт имени Мориса Тореза по специальности «теория и методика преподавания иностранных языков и культур», получив в 2011 году диплом с отличием. В 2014‑м там же Ксения ЦВЕТКОВА прошла курс аспирантуры по специальности «романские языки (испанский)». Но уже с 2009 года работала в онлайн-школе иностранных языков StarTalk. Параллельно преподавала в родном вузе и на факультете экономики и права в МГЛУ испанский язык. Три года посвятила работе в столичной школе №1525, где стала экспертом по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Ей неоднократно выражали благодарность городские власти и методические объединения учителей иностранных языков Москвы за подготовку учеников 5-11‑х классов к участию в городских проектах, в том числе конкурсах научных и творческих работ. Потом были работа в Пушкинском лицее, сотрудничество с онлайн-школами иностранных языков Espalabra и Espanialandia. Сейчас Ксения Цветкова ведет частную практику, занимаясь с детьми как онлайн, так и офлайн. Ей так удобнее, потому что недавно она родила сына – третьего ребенка в своей замечательной семье.
– Я выступаю за расширение числа изучаемых языков, – рассказывает педагог. – Кому-то это дело дается легче, а кому-то сложнее, но оно однозначно развивает мозг и помогает быть более гибким при решении практических задач в любом виде деятельности. Что до разнообразия, то надо помнить: некоторые языки выбраны языками международного общения, поэтому изучение одних в ущерб другим может выглядеть нарушением прав личности в отношении восприятия внутренних и интеллектуальных потребностей. Чем больше языков человек знает, тем он более востребован и полезен обществу, а главное – самому себе. Начинать можно с любого, а затем добавлять в зависимости от целей, желаний и возможностей. Это только поначалу кажется сложным, а потом оказывается, что многие языки похожи друг на друга и каждый последующий осваивать значительно легче.
Нередко перед родителями встает проблема мотивации детей к изучению языков. Взрослые прекрасно осознают необходимость знаний в этой сфере, а вот ребята, особенно среднего школьного возраста, зачастую упираются – то ли от лени, то ли от отсутствия желания к познанию.
По словам Ксении Андреевны, с 2019 года, когда прошла первая волна ковида по всему миру, люди оказались в замкнутом пространстве, в стесненных условиях своих домов, многие были вынуждены почти круглосуточно сидеть перед мониторами компьютеров. Тем не менее именно это дало огромный толчок развитию платформ, сайтов и приложений для самостоятельного или группового обучения. Стали особенно востребованы услуги онлайн-школ и частные консультации. В связи с этим лингвист рекомендует комбинировать посещение испаноязычных стран, культурных и досуговых мероприятий с участием приглашенных носителей в центрах культуры и распространения языка, дополняя их изучением проверенных курсов в Интернете и общением по переписке. Современные технологии предоставляют прекрасную возможность осуществлять видеозвонки и даже видеоконференции с носителями языка, а громадный ресурс Всемирной паутины позволяет ежедневно прослушивать самые разные песни на иностранном языке и радиопередачи в подкастах.
Поскольку Россия в последние десятилетия взяла курс на сближение со странами Латинской Америки, спрос на испанский язык постоянно растет, так как он оказался очень удобным инструментом для достижения разнообразных целей. Это касается и учебы, и бизнеса, и культурного обмена, и многого другого. Растет и количество дополнительных ресурсов, которые могут быть полезными как учителям, так и ученикам. Среди таковых онлайн-платформы для отработки полученных знаний по грамматике и лексике, тренажеры аудионавыков, соцсети с возможностью общения в режиме реального времени для любого уровня языковой подготовки. Стоит упомянуть сайты для обучения грамматике, лексике и чтению с нуля, где много информации с подробным объяснением и таблицами (StudySpanish.com, Hispanistas.ru, Proespanol.ru, Lingvaclub.ru, Diplomas.cervantes.es, bbc.co.uk, EdX, Cuaderno и т. д.). Помимо этого популярны подкасты Spanish Podcast Net, Spanish Pod 101, Podcasts in Spanish, видеоканалы VideoEle, Laits, Lingus, Langmedia и др. К тому же не обойтись без использования словарей, которые представлены в электронном виде в общем доступе, – Rae.es, Multitran, Dle.rae, Dictionary Reverso, PONS. Плюс самостоятельные тренажеры по запоминанию слов в виде приложений Duolingo, Mi Mundo, Guadalingo, Quizzlet.
– Отличной мотивацией для ученика может быть посещение языкового лагеря во время каникул, – считает Ксения Цветкова. – Это помогает увидеть практическую пользу применения полученных знаний в школе или на курсах, ведь испанский – язык творческих и энергичных людей. Лагерь помогает раскрыть потенциал каждого ребенка в разных сферах активности в течение дня, преодолеть языковой барьер и улучшить аудиокоммуникативные навыки, без которых новый уровень в освоении языка представляется маловозможным.
Ксения Андреевна целиком и полностью поддерживает взятый в образовании курс на развитие коммуникативных компетенций, в первую очередь при изучении иностранных языков. Но только вкупе с хорошо отработанной грамматикой и хорошим запасом слов по различным темам. Ее опыт показывает: поскольку грамматика испанского языка не представляет собой особой проблемы в изучении и понимании ее использования (в особенности для детей, которые ранее изучали английский и успешно осваивают школьную программу по родному языку и речи), то и с испанским, как правило, проблем не возникает. Следовательно, для более эффективного запоминания правил и использования в речи грамматических форм и структур наиболее удачным представляются постановка и решение коммуникативных задач. Это обеспечивает мотивацию каждого ученика в ходе занятия и дает хорошие результаты в виде умелого и уверенного использования слов, конструкций, идиоматических оборотов.
– Однако часто преподаватели сталкиваются с тем, что говорить ребенок на иностранном языке может, а вот понять и воспроизвести текст на нем – нет, – констатирует Цветкова. – В этом случае я рекомендую опираться на сильные стороны школьника, поскольку это напрямую связано с его мотивацией: если человек визуал, надо использовать картинки, видео, таблицы, конспекты и слова с записью транскрипций; если кинестетик – сделать упор на условные танцевальные движения, ассоциации с чем-то, проводить разминку в начале занятия. Для тех, кому проще воспринимать информацию на слух, подбираем аудиокурс и составляем список любимой музыки на языке, разбираем по текстам и скриптам понравившиеся видео и интервью в подкастах.
Но в целом, убеждена Ксения Андреевна, при изучении языка очень важно создание языковой среды в школе, а это можно сделать посредством погружения в культуру той или иной страны. Такой подход будет хорошим дополнением к основной программе курса освоения любого языка, поскольку конечной целью, как ни крути, всегда является посещение страны изучаемого языка. И тут уже не обойтись без ознакомления с ее достопримечательностями, памятниками, без дегустации национальных блюд и напитков (с возможностью попытаться их приготовить). К слову, в самой Испании для учеников разного возраста по окончании академических занятий проводятся отдельные мероприятия такого рода, которые пользуются большой популярностью как у подростков, так и у взрослых. В России подобная практика пока не столь распространена по причине наличия большого количества дополнительных кружков после школы или стремления взрослых сначала выучить язык, а только значительно позже приступать к изучению культуры страны. Тем не менее с каждым годом этот подход набирает обороты, а мастер-классы, выставки живописи и встречи с писателями становятся все более востребованными и популярными в крупных городах, что дает надежду на хорошую перспективу в будущем.
– А если вы далеко живете от крупных мегаполисов и не имеете возможности посетить страну изучаемого языка, вам поможет музыка! – советует напоследок Ксения Андреевна. – Я сама активно использую такой метод обучения и в восторге от него, поскольку он дает возможность следить за траекторией развития музыкального направления какой-либо страны или фаворита из числа исполнителей. Более того, с его помощью гораздо легче погружаться в язык, совмещая занятия с ежедневными обязанностями по дому и работе, делая их выполнение менее рутинным и скучным, создавая приподнятую атмосферу. Музыка позволяет либо зарядиться положительными эмоциями, либо, наоборот, расслабиться и эмоционально отдохнуть. Тексты песен практически молниеносно появляются в Интернете после официальной даты публикации в соцсетях и на официальных сайтах, поэтому достаточно знать название композиции или исполнителя, чтобы найти искомое.
Иоанна КОВАЛЕВА, фото автора
Комментарии