search
main
0

Как я сэкономил этим летом. Основы бережного отношения к энергоресурсам необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте

Сегодня проблемы возрастающего энергопотребления, изменения климата и истощения природных ресурсов стали ключевыми проблемами цивилизации. На протяжении десятилетий ученые всего мира совместно с общественностью разрабатывают оптимальные механизмы рационального использования природных ресурсов, и прежде всего энергоресурсов. Между тем одна из серьезных задач XXI века – энергосбережение – имеет не только технические, технологические и экологические аспекты, которые решают ученые, инженеры, технологи и другие специалисты, но и подразумевает важную учебно-воспитательную задачу. Есть мнение, что воспитание бережного отношения к природным ресурсам, эффективного использования энергии должно начинаться уже с детского сада. С раннего детства ребенок осваивает азы различных дисциплин, которые в большей или меньшей степени пригодятся ему в будущем. Однако тому, что должно быть основой его существования в современном, быстро развивающемся мире, – бережному отношению к энергоресурсам, что веками накапливала природа и что сам человек ежедневно производит с немалыми усилиями, – этому сегодня в школе уделяется не так много времени. Редкие темы в курсе экологии и биологии, классные часы и факультативные курсы – всего этого, по словам современных педагогов, ученых, энергетиков и руководителей энергосбытовых компаний, мало, для того чтобы воспитать человека, имеющего отчетливое представление о том, что такое энергосбережение.

В преддверии учебного года, когда многие образовательные учреждения проверяют свои возможности согревать и освещать аудитории и классы в течение длительного осенне-зимнего периода, в Московском Доме учителя прошел круглый стол, посвященный вопросам внедрения образовательных программ по энергосбережению «Информационное сопровождение мероприятий по энергосбережению: образовательный аспект».Организаторами мероприятия выступили Научно-экспертный совет при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Департамент образования города Москвы. В обсуждении приняли участие представители Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Института профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Министерства образования и науки Российской Федерации, ряда профильных российских вузов и колледжей, энергетических компаний, региональных и отраслевых центров энергоэффективности, а также представители науки и средств массовой информации.Участники круглого стола были единодушны в том, что сегодня нужно не только повышать энергоэффективность самих образовательных учреждений – грамотно расходовать энергоресурсы, но и активно внедрять познавательные программы по энергосбережению в обучающие курсы вузов, школ и детских садов. «Россия вступила в ВТО. Хотим мы или нет, теперь мы будем вынуждены заниматься энергоэффективностью и энергосбережением, чтобы если не сократить траты, то хотя бы сохранить тот небольшой уровень роста расходов, который есть сейчас. Это просвещение сейчас перешло в очень конкретную бытовую плоскость, стало насущно необходимым», – отметил в своем вступительном слове председатель Научно-экспертного совета, президент Национального союза энергосбережения Леонид Рокецкий. Причем, по его мнению, закладывать культуру бережливого отношения к ресурсам необходимо с раннего детства. Благодаря образовательным программам детям и подросткам будет легче понять и принять новые подходы к потреблению энергии и, что немаловажно, затем с интересом делиться своими знаниями с родителями.Уже через двадцать-тридцать лет сегодняшние дети будут определять жизнь нашей страны. И именно сегодня их необходимо учить тому, что такое энергосбережение, переучивать взрослых гораздо сложнее. Сделать это в числе прочих должна школа, всерьез заинтересовать ребят этой темой. В качестве первого шага к энергопросвещению, например, предлагалось традиционное в начале учебного года сочинение «Как я провел лето» заменить на необычное, попросив ребят поразмышлять о том, сколько в месяц каждая семья платит за электроэнергию и что нужно сделать, чтобы экономить. «Дети сами удивятся, какая это большая сумма, а потом начнут выключать свет за собой, за родителями, осознав, сколько можно сэкономить таким образом», – предположил Рокецкий. При этом добавил, что на опыте собственных внуков уже убедился, что эта методика работает.За необходимость энергосберегающего просвещения с раннего возраста выступил и первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Вениамин Каганов. Он отметил, что если школа сумеет научить ребенка бережному отношению к энергии, то он своим энтузиазмом заразит и всех вокруг. И очень важным, на его взгляд, является то, кто будет учить детей энергосбережению, ведь именно от них будет зависеть результат. При этом организовать весь этот процесс может только педагог. «И лучше, если это будет тот, кому дети доверяют к чьему мнению прислушиваются и чьи слова на эту тему будут восприниматься не как очередное объяснение материала, а как дельный совет», – считает Вениамин Каганов.Борис Шалумов, выступая от имени Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Минобрнауки, заметил, что приобщение детей к решению экологических и энергетических задач помогает формировать модели поведения, которые будут использоваться ими в старшем возрасте.В качестве примера он привел два проекта Минобрнауки, направленных на разные возрастные категории учащихся.Так, в ближайшее время в свободном доступе на сайте РИА «Новости» появится интерактивная геоинформационная система, которая будет отражать развитие всей сети энергоэффективных образовательных учреждений (дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования) на территории страны. Такой портал будет постоянно наполняться информационно-аналитическими ресурсами, оперативной информацией, аналитическими материалами, различной инфографикой, фотографиями и видеороликами. Посетители сайта, к примеру, смогут стать участниками мультимедийной экспертной площадки, где будут размещены видео- и текстовые интервью, комментарии специалистов, итоги круглых столов для обсуждения данного направления модернизации образования. И таким образом, дискуссии на темы энергоэффективности будут объединять на одной площадке два сообщества – профессиональное и непрофессиональное.Проектом предусмотрены различные интерактивные формы обратной связи с посетителями сайта, которые смогут задать вопрос экспертам, оставить свой комментарий или разместить фотографию по теме. Для большего охвата аудитории в обсуждении актуальных вопросов энергоэффективности новый ресурс будет взаимодействовать с основными социальными сетями. Не менее важно, что при разработке проекта особое внимание было уделено удобству навигации для пользователей, возможности выбора различных параметров поиска по типам учреждений образования, по регионам, по критериям энергоэффективности и другим параметрам. Для создания такой новой системы специалисты проанализировали международный опыт в части организации аналогичных ресурсов, посвященных вопросам энергосбережения и ориентированных на интересы потребителей.Не за горами и выход учебного пособия по энергосбережению для школьников 3-х и 4-х классов, над которым сегодня работают специалисты ООО «Кирилл и Мефодий». Пособие будет включать в себя печатный учебник, электронное образовательное издание и методическое приложение с разъяснениями, как всем этим пользоваться. Учебник объединит теоретические разделы по основам энергосбережения и энергоэффективности и начальным знаниям в области возобновляемых источников энергии. По электронному изданию ребята в игровой форме будут практиковаться, решая арифметические задачи по теме энергосбережения, и проверять свои знания по пройденным темам.То, что в нашей стране уже есть немалый опыт энергопросвещения и не стоит в этом вопросе в большей степени оглядываться на зарубежные страны, подтвердили выступления региональных участников круглого стола и презентации методик, которые активно реализуются во время классных часов, факультативных занятий, семинаров или конкурсов. К примеру, сегодня обучающие программы в сфере энергосбережения успешно применяются не только в Москве, но и в Ярославской области, и в Республике Чувашия.Так, Центр энергоэффективности в Новочебоксарске продемонстрировал свой передовой опыт в работе со школьниками. Увлекательный двухчасовой урок энергосбережения, проводимый в центре, позволяет ребятам не только слушать лекции, но еще и активно взаимодействовать друг с другом, участвовать в викторинах, разгадывать тематические кроссворды и в такой необычной форме легко усваивать материал.Интересная схема организации просветительской работы в регионах была предложена первым заместителем директора Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андреем Лукашовым: «В каждом субъекте Российской Федерации нужно создать региональный демонстрационно-информационный и образовательный центр. В каждом городском округе и муниципальном районе – муниципальные центры, через обучение в которых пройдут школьники, родители, люди, которым необходимо дополнительное образование в сфере энергосбережения». На федеральном уровне, по его мнению, целесообразно было бы учредить Общероссийский день энергоэффективности и проводить открытые уроки.Однако при всем многообразии существующих интересных наработок сегодня необходим системный подход к преподаванию. Добиться желаемого результата с помощью одного классного часа не получится – нужна непрерывная образовательная деятельность. Звучали предложения о том, что сегодня необходимо интегрировать лучший опыт реализации образовательных программ, с тем чтобы начать системную работу по обучению подрастающего поколения энергосбережению и повышению энергоэффективности.«Мы проводим образовательные программы для молодежи в открытом в Новочебоксарске Центре энергоэффективности Чувашской Республики, работаем в детдомах, коррекционных школах, школах-интернатах. И мы готовы дальше сотрудничать с педагогами и школами в любой форме: принимать классы у себя и проводить лекции, приходить в школы. Но все-таки это должна быть системная работа, думаю, нужно создать для этого какие-либо типовые программы», – отметил генеральный директор ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» Александр Гончаров.Безусловно, усилия центров энергоэффективности, авторов учебных пособий и учителей необходимо координировать, чтобы в каждом регионе педагоги могли использовать передовой опыт, разработанные методики преподавания, а также современные технологические решения для пропаганды бережного отношения к энергетическим ресурсам и проведения уроков энергосбережения. И конечно, нужно искать подходы к подаче материала, постоянно наполняя его актуальной информацией, которая всегда необходима в областях, связанных со стремительно меняющимися технологиями.Возможно, что большего результата можно было бы добиться с помощью электронных ресурсов, обладающих значительной мобильностью и способностью к менее затратному усовершенствованию, нежели, к примеру, печатные учебники. Также неоднократно во время обсуждения высказывались предложения о проведении мобильных уроков по энергоэффективности. Не все образовательные учреждения имеют возможность вывезти детей на специализированный урок по энергосбережению, проще центрам энергоэффективности доставить нужную информацию в виде мобильных классов энергосбережения, которые позволят школьникам в наглядной и увлекательной форме на практике постичь возможности сбережения энергии и экономии средств.А для студентов наилучшей формой приобщения к вопросам энергосбережения была признана проектная работа, дающая возможность не только разрабатывать самостоятельные проектные решения по данной тематике, но и реализовывать их на практике. Такой подход позволит сделать обучение максимально эффективным и интересным для молодежи.Таким образом, всем участникам этой работы на всех ее уровнях необходимо привести свою деятельность к общему знаменателю, чтобы добиться желаемого результата.Главным итогом прошедшего мероприятия стало то, что за круглым столом собрались специалисты отрасли и потребители, были представлены лучшие образовательные практики, прозвучало множество интересных идей по подходам к пропаганде темы энергосбережения среди детей и молодежи. По результатам мероприятия его организаторы планируют выйти с конкретными предложениями в Министерство образования и науки РФ и правительство Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте