Думала ли я в 2013 году, когда сама участвовала в конкурсе «Учитель года России», что окажусь по ту сторону баррикад, в составе жюри? Нелегко мне далась новая роль. И физически – мы трудились по 12 часов в сутки, и морально – представляла себя на месте конкурсантов и разрывалась между объективностью и сочувствием.
Но обо всем по порядку.
Замечательный водитель Александр встретил меня в аэропорту и по пути рассказал обо всех самарских достопримечательностях: показал Жигулевские горы, бункер Сталина, Волгу с высоты, все заводы, пароходы, так что отсутствие времени на прогулки по Самаре не было для меня так болезненно. А рисовать пришлось вид из окна отеля, благо он у нас был шикарный: с одной стороны старинные особняки, с другой – Волга без конца и без края.
Трогательное открытие конкурса с изрядной дозой народных танцев, слово нового Министра образования и науки России, торжественный прием от имени губернатора Самарской области – ничто не могло затмить радости встречи с друзьями по конкурсу. Это самое удивительное, самое дорогое, что дает конкурс, – общение с учителями года. Прямо в зале друзья обнимались, посылали поцелуи, жали знаменитые руки. Вот теперь конкурс начался, подумала я.
Следующий день встретил песней, которую я напевала с тех пор, как получила приглашение в Самару: «Ах, Самара-городок, беспокойная я, беспокойная я, успокой ты меня!» Моя мама говорит, что эта песня – про меня. Разноцветные хороводы во дворе 41-й гимназии «Гармония» подхватили несмелых конкурсантов – и расцвели на лицах улыбки, и щеки покраснели, и перемешались члены жюри и финалисты хотя бы ненадолго перед тем, как разъединиться в два лагеря.
В школе порадовала карта России, куда каждый участник действия приколол свой флажок. Исключительный случай – конкурс 2016 года собрал представителей всех 85 регионов нашей страны.
А еще – живой коридор из учителей принимающей гимназии в корпоративной форме. Эти же учителя выступили на концерте с хором, а после молчаливо поддерживали детей на всех уроках.
Вечером самого свободного дня мы торжественно, каждый с красным пакетом – подарком от «Учительской Газеты», посетили самарский клуб «Просвещенный пеликан». Самарские пеликаны провели увлекательный квест и танцевальный флеш-моб, который транслировали, говорят, на всю страну.
И – понеслось! Подъем в 6.00, быстрый завтрак, выезд в 7.15, школа, уроки, уроки, уроки… Дорогие «мои» конкурсанты, как же вы прекрасны! Каждый урок – как театральное действие, как произведение искусства с точно выверенными пропорциями и тонами. Близкие мои сердцу учителя начальной школы Елена Ломаева из Удмуртии и Елена Мякишева из Иркутской области очаровали улыбкой и этаким доходчивым стилем, свойственным «началке». «Выращивали» предложение у Елены Евгеньевны, создавали «красоту» словами. Подходящий мотив для урока – красота осени. Эх, выйти бы во двор, да пошуршать ногами! Но формат урока не позволяет.
Елена Юрьевна удачно связала былинных богатырей с современными защитниками страны. Повеселили дети. Оказывается, для подвигов богатырям нужна кувалда (это они про палицу).
Оксана Николаевна Саратовкина из Челябинской области заставила задуматься над прибылью предприятия на уроке обществознания. Для этого нужно знать не только явную, но и скрытую прибыль. От себя не ожидала, но было интересно решать экономические задачи.
Анастасия Игоревна Осипова из Южно-Сахалинска – математик, но для введения противоположных чисел использовала нравственные понятия: добро-зло, смех-слезы и другие. На ее уроке я почти поняла, почему люди, такие разные, притягиваются как магниты.
Вы думаете, что чем больше ядер, тем лучше процессор работает? Я тоже так думала до урока Дмитрия Александровича Михалина из Москвы. Но когда с доски стирают записи двое учеников, это происходит гораздо быстрее и менее травмоопасно, чем когда эту же работу делают восемь человек. Чем проще, тем понятнее, решил Дмитрий Александрович и ввел кубики из деревянного конструктора для решения задач на производительность труда. Жюри тоже развлекалось конструированием.
Татьяна Евгеньевна Лопарева из Республики Марий Эл всех очаровала нежным голосом и жуком-плавунцом Борисом, которого она выловила в пруду. Кроме жука, в питомник Татьяны Евгеньевны входила блоха без имени, живые водоросли и чучела насекомых. Если тела насекомых правильно называть чучелами.
Иннокентий Иннокентьевич Малгаров из Республики Саха (Якутия) экспериментальным путем доказал, что превышение скорости всего на 10 км/ч ведет к разрушительным последствиям во много раз сильнее, чем кажется. Урок Иннокентия был упакован современными ИКТ-приемами, от использования документ-камеры и трансляции опыта на экран до создания облака тегов в качестве рефлексии.
Татьяна Михайловна Попова из Пермского края помогла мне снять стресс конкурса с помощью… рисования. Причем предложила рисовать пальцами, трубочкой, губкой и еще чем душа пожелает. Я нарисовала осенний пейзаж за 10 минут и оформила его в рамку. И вместе со мной – 12 учеников 5 класса.
На уроке географии Елены Геннадьевны Матхеевой из Бурятии был повод погордиться природными российскими запасами топлива и особой редкостной красотой наших женщин-учителей.
Максим Петрович Рыжов из Санкт-Петербурга вытянул по жребию первый урок. Однако темп урока биологии был настолько динамичный, что я даже заподозрила его в употреблении энергетиков. Оказалось, что он всегда такой. Множество терминов успели узнать дети за урок, а в конце умиляли жюри фразой «Берегите свои клетки, и клетки… скажут вам спасибо».
Михаил Николаевич Мешков из Липецкой области погрузил в мир поэзии Пушкина. И так приятно там, в этом мире, было находиться, что не хотелось возвращаться в бренное тело члена жюри, вынужденного оценивать эффективную коммуникацию, метапредметный подход и прочие житейские мелочи.
«Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это стыд и труд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь…»
Алина Георгиевна Паладьева из Чувашской Республики философски подошла к теме изложения на уроке русского языка в 9 классе. Проведя аналогию с жизнью через произведения «Черная курица или Подземные жители», «451 градус по Фаренгейту», Алина Георгиевна заставила задуматься, чем отличается подробное изложение от сжатого, пользу или вред приносит размещение краткого содержания книг в интернете, когда за 15 минут можно «прочитать» «Войну и мир».
Алия Шарифулловна Сафаргалеева из Курганской области отвечала на сокровенный вопрос, который волнует и меня: «Что такое духовная личность?»
Когда меня спросили: «Мол, ну, как конкурсанты, влюбилась в кого-нибудь?», я поняла, что влюбилась в этого человека: Луференкова Максима Николаевича, учителя информатики из Смоленской области. Неординарное чувство юмора, открытость и наглость заявить членам жюри: «Я – легенда!», умение пудрить мозги девушкам истинными и ложными высказываниями расположили не только учеников 9 класса, но и членов жюри.
Полянина Наталья Алексеевна из Костромской области просто взорвала сонное существование жюри. Такой энергии позавидовал бы сам Максим Рыжов. Английская речь в высокой концентрации наполнила класс, радуя председателя нашего жюри Евгения Маслия, соскучившегося с нами, русскоязычными. Самый жар Наталья Алексеевна задала в финале урока, устроив аукцион сувениров из Костромы, вместо денег принимая заработанные детьми за урок фишки.
Переверзев Сергей Сергеевич из Башкортостана порадовал оригинальной темой урока истории: «Древняя Греция – улыбка Чеширского кота». Оказалось, что государства такого не было, были отдельные греческие города. Очень эффектно прошла рефлексия в виде интерактивного теста на специальном сервисе тут же с помощью смартфонов детей.
На следующем уроке жюри предоставили возможность размяться, хотя ею никто, кроме меня, не воспользовался. Урок хореографии провела Татьяна Михайловна Сагдеева из Астраханской области. Именно урок, с открытием нового знания, с закреплением и рефлексией. А в конце подарила детям шагающие пружинки, потому что они на них похожи. Очень мило.
Екатерина Григорьевна Огородова из Мурманской области уговаривала закрыть глаза и послушать шум Мирового океана, и ведь правда, слышно! А еще призывала беречь его от следов человеческой деятельности. Мировой океан – это наше все!
Мирошниченко Ольга Юрьевна из Саратовской области вызвала жаркие споры между членами жюри о том, как преподносить стихи Николая Гумилева старшеклассникам. Лично меня задел этот урок и натолкнул на глубокие размышления о смысле жизни. Романс «Я стою на краю, я больше не могу держаться за руки жестокой судьбы» еще несколько дней крутился в моей голове и даже на языке.
Мелкумова Наталия Вячеславовна из Ивановской области на уроке биологии убедила учеников в том, что белкИ – строители жизни. И ведь метапредметность ввела прямо со стен одного из самарских домов: «Жизнь – это то, что происходит вокруг, пока ты лупишься в свой телефон».
Михайлова Олеся Викторовна из Кемеровской области задала такие практико-ориентированные геометрические задачи, которые живо заинтересовали учеников и членов жюри. Сшить платок, собрать воздушного змея – мне хотелось поднять руку и идти к доске отвечать.
Судьба напоследок подарила нашей группе жюри сюрприз: урок учителя – стендап-комика из Адыгеи Дениса Анатольевича Маловичко. Абсолютно нестандартный подход к форме урока восхитил меня и напугал наших уважаемых членов жюри. Не могу не рассказать о своих впечатлениях. Урок начался с того, что Денис Анатольевич пытался выйти из класса, но не смог – дверь заперта. Мы испугались, думали – человеку плохо. Оказалось, это квест. Задания следовали одно за другим в самых разнообразных местах: под стульями, под потолком, за учительским столом, одно вытекало из другого. Например, «Погладь меня» – так звучало одно из заданий. Поглаживания рукой ничего не дали, тогда пришлось включить… утюг. Или: собрав текст, получить QR-код, выводящий на определенный сайт. А этот голос сверху, пугающий тем, что никогда не выпустит нас из класса! Слава Денису Анатольевичу, он справился с «хранителем» и все-таки вывел детей из класса. Этот урок стал для меня одним из ярких впечатлений моей работы в жюри конкурса «Учитель года России»-2016.
Отдельное слово надо сказать о моих коллегах из третьей группы жюри. Как приятно было поговорить с неравнодушными к образованию людьми! Какие умные и сложные по конструкции вопросы они задавали нашим конкурсантам! Например, вычитывали вопрос из списка критериев для оценивания. Сначала я злилась на них за это. Я помню, как мы с друзьями по конкурсу целый вечер посвятили осмыслению этих сложных фраз. А тут, с бухты-барахты, взмыленный после проведенного урока, попробуй ответь красиво! Но потом я поняла, что заковыристый вопрос – это шанс. Для того, кто не раскрыл себя на уроке, кто забыл о своих «фишках», кто заинтересовал задающего вопрос. Спасибо, коллеги, за урок жизни. А конкурсанты подходили после всех испытаний и благодарили за позитивный настрой, за внимательные глаза, за улыбки. Это замечательный Владимир Нодарович Головнер посоветовал мне улыбаться конкурсантам, чтобы поддержать их.
Надежда Князева, учитель начальных классов школы №137 города Красноярска, учитель года Красноярского края-2013
А это впечатления автора в рисунках
Фотопортрет Надежды Князевой – Вадим Мелешко.
Комментарии