– История профессионального образования – сплошная полоса реформ, безжалостной ломки традиций, политического волюнтаризма. Это уже не путь проб, а путь ошибок. Горьких, но поучительных и, увы, скоро непоправимых. Подобных экспериментов в России не проводилось ни с одним уровнем образования, – убежден директор профлицея N 59 Каневского района, председатель президиума Совета директоров профессионального образования Краснодарского края Алексей Литвиненко.
И факты действительно пугают. На Кубани большинство зданий училищ почти полностью изношены, девять в аварийном состоянии, а денег на ремонт из федерального бюджета много лет не выделялось.
– Не знаю, плакать или смеяться, когда при устройстве на работу слышу от выпускников, на какой допотопной, уже забытой нами технике получали они профессию, – признается генеральный директор Краснодарского объединения работодателей Борис Коваленко.
Десять лет не обновляется материально-техническая база училищ. Сегодня всем машинам, тракторам и станкам – по десять-двадцать лет, и “живы” они только благодаря бесконечным ремонтам. А ребята заведомо учатся на них прошлому.
Не финансирует государство, разрушены связи с базовыми предприятиями. Что делать, когда о рабочих профессиях для многих тысяч парней и девчонок, об их будущем уже не заботится никто?
Профучилища пытаются нести эту ношу самостоятельно. И каждое на свой страх и риск ищет собственный путь выживания.
– Сегодня никто не может обеспечить бесплатное и доступное обучение для всех. И не от хорошей жизни мы набираем дополнительные группы на платной основе, – рассказывает Алексей Литвиненко. – Только они дают возможность хотя бы частично возместить расходы на покупку сырья и материалов для уроков производственного обучения, ремонт оборудования, приобретение техники – все, на что других средств сегодня нет.
Учимся зарабатывать
Один из путей предложил недавно краевой Департамент образования и науки. По его инициативе вот уже два года мастерские профессиональных училищ и лицеев выполняют госзаказ на изготовление мебели и швейных изделий для школ-интернатов и новостроек, детских домов и общежитий. И только в прошлом году получили три с половиной миллиона рублей из краевого бюджета по целевым программам “Дети-сироты” и “Дети-инвалиды”.
Ребята из двадцати восьми сельских училищ Кубани проходят производственное обучение на землях учебных хозяйств и выращивают пшеницу и свеклу, арбузы и подсолнечник, кукурузу и овощи. Причем порой получают самые высокие урожаи в районе.
И большинство училищ умудряются бесплатно организовать горячие обеды для своих подопечных, даже когда целевые деньги на питание к ним не поступают. А некоторые сейчас кормят ребят уже трижды в день.
– Чтобы выжить, училищу необходимо развернуть собственное производство. Это нелегко, но другого реального выхода, боюсь, пока нет. Мы живем на селе и прежде всего воспользовались старыми запасами. Договорились с местными властями о расширении опытных полей и сейчас обрабатываем 640 гектаров пашни. Содержим в исправности пятьдесят тракторов двадцатилетнего возраста, комбайны и стараемся возместить погрешности в их работе хозяйской заботой о земле. Под руководством преподавателей- агрономов ребята грамотно меняют семенной фонд, ежегодно вносят до ста тонн удобрений. И в прошлом году каждый гектар пшеницы принес 4 тысячи рублей прибыли, сахарной свеклы – 7,5 тысячи… Продали продукции на 4,5 миллиона рублей и наконец-то начали по лизингу приобретать новую технику: два трактора, сеялки, культиваторы, – рассказывает директор училища N 66 станицы Староминской Анатолий Боровин. – Но все-таки я глубоко убежден, что учебные лаборатории должны не приносить доход, а быть настоящей кузницей кадров.
– Прежде всего мы обязаны готовить хороших специалистов, но при этом вместе с ребятами учимся зарабатывать деньги, – соглашается с Анатолием Боровиным директор армавирского училища N 11 Юрий Андрусенко. – Еще два года назад нам не хватало половины оборудования. Что ж, восстановили старое и начали выполнять несложные заказы в своих мастерских. В прошлом году удалось заработать два миллиона – купили компьютеры, сварочные полуавтоматы, транспорт, сельхозмашины. Увеличили доплаты преподавателям, закупили учебники ребятам. Подготовили материальную базу для открытия семи новых профессий: водителей, операторов ЭВМ, художников, экологов, специалистов по охране труда… Как и положено, четко ведем аттестацию учебных рабочих мест.
– Если раньше преподаватели уходили из училища – теперь к нам конкурс. Ученики с удовольствием работают в мастерских и на практике и в свободное время, и на каникулах, потому что мы отдаем им всю зарплату да еще поощряем за хороший труд, – рассказывает Юрий Викторович. – Приходится решать множество проблем. Сейчас много ребят с ослабленным здоровьем, детей-сирот – всех подкармливаем на свои средства. Часто приходят с четырьмя, шестью классами образования – вместе с вечерней школой организовали компенсационное обучение. А главное, заключили договора с базовыми предприятиями, и теперь почти половина выпускников устраивается там работать.
…Сейчас на Кубани готовится постановление главы администрации края Александра Ткачева: у каждого училища, как прежде, будет свое базовое предприятие. Медленно, с большими трудностями профучилища учатся выживать.
Любовь СУСЛОВА
Краснодарский край
Комментарии