В настоящее время, к огромному сожалению, все больше детей, как дошкольного, так и школьного возраста, приобретают статус «ребенок с ОВЗ». Причем, очень часто, при внешнем благополучии (сохранном слухе и зрении, отсутствии грубых нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата), ребенок очевидно отстает в развитии от сверстников, испытывает значительные трудности в обучении уже в дошкольном возрасте.
Несмотря на широкое освещение темы инклюзивного образования, по-прежнему очень большое количество родителей, столкнувшись с тем, что ребенку тяжело усвоить основную образовательную программу, теряются, не видя, или не зная путей выхода из сложившейся ситуации, и зачастую это приводит к тому, что малыш становится хронически неуспешным, и с годами такая «неуспешность» только усугубляется, понемногу становясь привычной…
Не допустить такого варианта развития событий, вовремя выявить, спрогнозировать, предвидеть возможные трудности, организовать и максимально рано простроить оптимальный путь развития ребенка с особыми образовательными потребностями, помочь ему стать успешным в обучении – задача коррекционной службы образовательной организации.
Очень важно понимать, что строить такую работу нельзя на изолированно взятой образовательной ступени. Такая «точечная», «выборочная» поддержка часто не результативна и лишена смысла.
Увидеть трудности ребенка-дошкольника, постараться преодолеть их до начала школьного обучения, при необходимости продолжить коррекционное сопровождение в начальной и средней школе с учетом динамики развития и возросших компетенций ребенка, – вот, на наш взгляд, единственно правильный путь.
Выстроить результативную работу коррекционной службы образовательной организации непросто. Она включает в себя сразу несколько равнозначно важных направлений.
Мы в своей работе выделили семь таких направлений-блоков.
Первый из них – коррекционно-развивающий. Данный вид деятельности – основной для коррекционной службы образовательной организации. Он, собственно, и заключается в осуществлении коррекционно-развивающего сопровождения учащихся и воспитанников с ОВЗ с целью преодоления имеющихся у них трудностей в обучении, обусловленных нарушенным или искаженным развитием. В прошлом учебном году в нашей образовательной организации коррекционное сопровождение получали более 300 человек только на первой образовательной ступени. Найти современные подходы к организации такой работы, максимально индивидуализировать коррекционно-развивающее воздействие в условиях большой образовательной организации специалистам помогли емкие и лаконичные формы единой документации, оптимизация подходов к организации рабочего времени.
Огромное значение для успешной деятельности коррекционной службы образовательной организации имеет правильное построение работы в рамках мониторингового и диагностического блоков.
Это особый вектор деятельности, направленный, в том числе, на максимально раннее выявление воспитанников и учащихся с трудностями в обучении и проблемами в развитии посредством скрининг-мониторингов на первой и начальной образовательных ступенях, ежегодных (два раза в год) обследований уровня речеязыковой компетентности воспитанников, уже обучающихся по адаптированной основной образовательной программе с оформлением речевых карт установленных образцов.
Кроме того, в рамках данного блока подразумевается и осуществляется деятельность по организации и проведению внутренних психолого-педагогических консилиумов, консилиумов с привлечением специалистов сторонних организаций, а также организация и проведение процедуры обследования с участием специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии с целью установления и корректировки индивидуальных образовательных маршрутов, разработки рекомендаций.
Работа по реализации задач методического и консультационно-просветительского блоков тесно связана между собой. Она включает в себя разработку и апробирование всех видов адаптированных основных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, форм отчетной документации. В структуре этих блоков проведение семинаров, семинаров-практикумов, деловых игр, открытых просмотров и консультаций для педагогов и родителей на внутреннем, муниципальном и окружном уровнях, издательская деятельность.
Только в прошлом учебном году в рамках работы по этим блокам специалистами коррекционной службы было организовано и проведено более семидесяти мероприятий внутри образовательной организации для аудиторий различного уровня; разработана и утверждена решением педагогического совета адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития; проанализированы, приведены в единообразие и утверждены единые формы отчетной документации. Специалисты коррекционной службы принимали активное участие в окружных, муниципальных, межрегиональных мероприятиях, вели издательскую деятельность.
Современный педагог – личность, безусловно, творческая. Только постоянный профессиональный рост и творческий поиск, только активная жизненная и профессиональная позиции способны обеспечить современному специалисту тот «внутренний заряд», который так необходим для качественной работы. Именно поэтому, отдельный блок в работе коррекционной службы – это блок работы по самообразованию.
Конечно, работа коррекционной службы невозможна без продуктивного сотрудничества со смежными организациями. И наши специалисты с большим удовольствием, благодарностью и интересом сотрудничают с ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 61 Департамента здравоохранения города Москвы», ГППЦ ДОгМ, ЦПМПК г. Москвы, МГГУ им. М. А. Шолохова, что позволяет нам сделать нашу работу еще более эффективной и интересной.
«Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей», «Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов», – писал выдающийся ученый, психолог, один из основателей отечественной дефектологии – Лев Семенович Выготский. И мы каждый день стремимся максимально эффективно реализовать весь широкий спектр возможностей для детей с особыми образовательными потребностями, обеспечить их правильное развитие и успешное обучение.
Об авторах
Коваленко Наталья Геннадьевна, Сопредседатель психолого-педагогического консилиума ГБОУ Школа «Спектр», учитель-логопед высшей квалификационной категории, старший воспитатель дошкольного структурного подразделения №1
Баранова Галина Витальевна, учитель-логопед первой квалификационной категории дошкольного структурного подразделения №1
Фото Ольги Максимович
Комментарии