search
main
0

Как вырастить будущих нобелевских лауреатов?

Вся снисходительность к юным изобретателям испаряется, когда видишь их работы воочию. Они способны на неожиданные решения да и просто свежим взглядом видят то, что взрослые не замечают. Например, если светило не «идет» к солнечным батареям, тогда почему бы их самих не заставить поворачиваться вслед за Солнцем? Мы познакомились с талантливыми ребятами на финале конкурса научно-исследовательских работ школьников «Ученые будущего», инициатором и организатором которого выступила корпорация Intel. Это событие состоялось в рамках только что прошедшего VII Фестиваля науки в Москве, а шире – II Всероссийского фестиваля науки.

В качестве образца конкурс «Учёные будущего» использовал американский, а впоследствии международный конкурс Intel ISEF. Последний, в свою очередь, имеет богатую историю, начинающуюся с 1950 года, когда он стартовал по инициативе американской общественности. Об успехе Intel ISEF говорит тот факт, что более 20 победителей конкурса стали впоследствии нобелевскими лауреатами! Когда в 1996 году корпорация Intel, позиционирующая себя как социально ответственная структура, стала официальным спонсором конкурса, в нём принимали участие подростки из более чем сорока стран мира.

Так что проходивший на территории Учебного корпуса МГУ финальный этап «Учёных будущего» стал логичным продолжением международного опыта проведения подобных мероприятий, а сам конкурс, как мы уже писали на сайте, – отборочным этапом Intel ISEF. Как отметила директор образовательных и социальных программ Intel в странах СНГ Татьяна Нанаева, структура конкурса делает его выгодной альтернативой практике предметных олимпиад, которые, увы, не способствуют выявлению по-настоящему талантливых школьников. «Как показала практика, большинство победителей многочисленных олимпиад в науке, к сожалению, далеко не пошли» – отметила  Нанаева.

По её мнению, это вызвано ограниченным видением ситуации. В конкурсах, подобных Intel ISEF, школьники получают ряд полезных умений и навыков, из которых, собственно, и состоит творческий рабочий процесс – увидеть проблему, найти решение, технически воплотить его и суметь правильно подать, защитить от критики, доказать его полезность. В то время как на олимпиаде ребята зачастую просто демонстрируют эрудицию и хорошее знание предмета, многие победители «Учёных будущего» имеют рабочие патенты на сделанные ими изобретения. Большинство сами защищали свои творения на комиссии. Например, семнадцатилетний школьник из Украины Максим Дмитриенко изобрёл способ повысить КПД «ветряных мельниц», используемых в качестве альтернативного источника энергии, на 50%. Сейчас он является координатором конкурса Intel Ukraine.

Экспозиция работ школьников-участников конкурса «Учёные будущего» впечатляла своей широтой. Биология, медицина, прикладная механика, физика, математика – все эти науки нашли выражение в десятках оригинальных работ, с авторами некоторых из них я смог пообщаться лично.

Олег Орлов, учащийся школы № 75 из Черноголовки, представил автоматизированную систему ориентации солнечных батарей. Суть его проекта заключалась в следующем – поскольку солнечные батареи преобразуют свет в электроэнергию, они нуждаются в максимально возможном количестве света постоянно. Поэтому плоскость монокристаллических кремниевых элементов должна быть строго перпендикулярна лучу света. Система, используемая на МКС, и основанная на ориентации по звёздам, чрезвычайно сложна и не всегда эффективна, поэтому Олег предложил другой путь – использование последовательно соединённых датчиков-фотоэлементов для определения угла падения светового луча, и коррекция положения солнечных батарей на основе полученных результатов. Помимо разработки теоретической базы, Олег сконструировал рабочую модель – миниатюрную солнечную батарею, разворачивающуюся вслед за перемещением настольной лампы.

Москвичка Эльвира Гараева исследовала воздействие освещения разных цветов и происхождения на биологическую активность семян, и в процессе экспериментальных действий наткнулась на оригинальную теорию о том, почему большинство растений на нашей планете имеют зеленый окрас. Оказалось, не только из-за наличия хлорофилла. Доказательство было настолько сложным и обширным, что ваш покорный слуга, слабо разбирающийся в биологии, уловил лишь самую суть – зелёный свет препятствует проращиванию семян, и именно с этим связан окрас листьев и стеблей растений.

Слушая рассказы школьников о своих открытиях и изобретениях, я не мог отделаться от странного чувства. Мы постоянно слышим жалобы на «тотальное отупение» молодёжи, на ухудшение качества и уровня образования, на всеобщую деградацию и отсутствие интереса к знанию как таковому. Но как тогда быть с юношей, проведшем химический анализ фрагмента метеорита, который ему привезли из Египта? Откуда взялся другой паренёк, создавший электромузыкальную приставку с удивительно чистым гитарным звуком? Организаторы конкурса утверждают, что уровень работ год от года возрастает, а не падает. В заявках, присылаемых на конкурс, год от года всё больше интересных и зрелых идей в умелом воплощении. Вот, например, официальные материалы проекта «Лифт в будущее»:

«Павел Курбацкий (16 лет, Армавир) – занял первое место в конкурсе научно-исследовательских работ учащихся 9-11 классов стран СНГ «Ученые будущего» в категории «Техника». Это турнир – отборочный этап для всемирного конкурса Intel International Science and Engineering Fair (ISEF).

Разработка Павла – многофункциональная индивидуально адаптированная трость-поводырь для людей с ограниченными возможностями зрения. «Мы видим в этой разработке большой потенциал внедрения», – отметила президент НП «Лифт в будущее» Елена Шмелева во время награждения. Трость-поводырь сканирует препятствия на 3 уровнях – на уровне головы, пояса и стопы и оповещает об их удаленности своего владельца. Кроме этого, в трости есть модуль GPS, с его помощью владелец может создавать голосовые метки, которые потом используются в функции «Где я?» – если слабовидящий человек теряет ориентацию в пространстве, трость сможет назвать ему три самых близких метки – например, «Дом», «Поликлиника» и «Сквер». Ещё один важный модуль в трости – это проблесковые маячки: если слабовидящий человек переходит дорогу в темноте, он может 3 раза поднять трость, и она начнет светиться, делая его более заметным в темноте, а его передвижение – более безопасным».

Скажите, многие из критиков ума и навыков современной молодёжи способны создать подобную вещь? Лично я – пас. Вывод напрашивается очевидный – «всеобщего отупения» нет, просто тех ребят, кто своими работами доказывает это, видно далеко не каждому.

Фото автора и с сайта www.intel.festivalnauki.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте