search
main
0

Как вырастить будущего инженера? Стратегическая задача

​В гимназию №1542 часто приходят выпускники – рассказать о своих успехах, поделиться сомнениями, получить дружеский совет, да и просто побыть в стенах любимой школы. Если есть возможность, обязательно приглашаю их на урок к старшеклассникам. Пользуясь минутной передышкой, ребята с удовольствием задают вопросы гостям. Информация от почти ровесников, переживших ЕГЭ, выбор профессии, поступление в вуз, для них актуальнее и понятнее.

Однажды пришли студенты МГТУ имени Н.Э.Баумана. С юмором, легко и правдиво выпускники отвечали на вопросы. Вдруг кто-то спросил: а почему именно инженерная специальность? Я ожидала услышать обычное: посоветовали родители, престижно, легко найти потом работу, но… «Я занимался в кружке Робототехника с пятого класса по одиннадцатый у Владимира Николаевича Сырцева, мне нравилось создавать своими руками модели, отрабатывать механику, программировать движение – идея получить хорошее инженерное образование как раз зародилась в школе».Не скрою, было приятно слышать такое. Ведь в гимназии ведется большая работа по вовлечению учащихся в процесс научно-технического творчества, цель которого – профессиональное ориентирование на выбор технических, инженерных специальностей. Знания, которые потом превращаются в проекты. Уже несколько лет коллектив педагогов дополнительного образования, учителей физики, информатики, математики, технологии, воспитателей дошкольных учреждений пропагандирует техническое творчество.Исходя из возможностей образовательного комплекса, мы наметили ориентиры работы в этом направлении и пытаемся построить единую линию привлечения детей к научно-техническому творчеству:    В дошкольные отделения переданы тележки: «Передвижной мобильный класс с iВООК» (40 ноутбуков), что позволит воспитанникам подготовительных групп (5-7 лет) осваивать работу с проектно-ориентированной программой ПервоЛого. Дошкольники приобщаются к проектной деятельности, осваивают проектирование, конструирование, представление результатов.      В начальном отделении ведутся уроки в рамках информатики с использованием «ПервоРобот LEGO WEDO». Учащиеся 7-11 лет работают в качестве юных исследователей, инженеров, математиков по предоставленным им инструкциям, инструментарию и заданиям для межпредметных проектов. Учащиеся собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.     В средней школе в рамках дополнительного образования работают кружки по образовательной робототехнике для учащихся 11-15 лет. Первое знакомство с робототехникой происходит в 5-6-х классах. Учащиеся на дополнительных занятиях осваивают базовый курс. В этом возрасте дети начинают думать о том, кем они хотят стать. Те учащиеся, которые заинтересовались данной деятельностью, остаются в кружке «Конструирование и робототехника» и, как правило, выбирают в 10-11-х классах профильное обучение по математике, физике, информатике, а в дальнейшем – инженерные специальности.Кружок работает давно и плодотворно. В прошлом году КБ-1542 (конструкторское бюро-1542) отметило свой первый юбилей – 10 лет деятельности – новыми победами на соревнованиях. Ребята участвовали в робототехнических соревнованиях, олимпиадах и фестивалях различного уровня, включая международный, занимая призовые места. Практически все воспитанники В.Н.Сырцева, руководителя КБ-1542, поступили в технические вузы.С учетом перехода на новые образовательные стандарты и необходимости усиления инженерно-технического обучения в средней и старшей школе для кружка была разработана программа образовательной робототехники, в которой решаются задачи ранней профориентации, вовлечения детей в социально значимую деятельность; формирования самостоятельной траектории для самореализации; формирования интеллектуальных навыков в области конструирования различных программируемых и управляемых устройств и механизмов; получения навыков применения теоретических и практических знаний при создании механизмов из конструкторов Лего. Особенность программы по образовательной робототехнике в том, что учащиеся не только программируют виртуальные объекты, но своими руками дают модели, механику, пробуют разные варианты. Из одного и того же конструктора создаются разные модели, и спектр работ не ограничен дороговизной расходных материалов, соответственно, не ограничен и охват школьников. В рамках обучения можно разобрать роботов до последнего винтика и понять, как они работают. Разобрать до последнего байта программы, которые ими управляют, собрать обратно и переделать на свой вкус.Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. На фоне таких интересных занятий по образовательной робототехнике видеоигры и смартфоны теряют свою привлекательность в глазах детей.В перспективе мы продумываем интеграцию робототехники в курс школьных предметов – лабораторные практикумы по физике, информатике, технологии для учащихся 6-9-х классов, которые позволят закрепить пройденный материал по естественным дисциплинам и получить дополнительные знания по определенным темам, показать значимость инженерной профессии.И коллектив гимназии разрабатывает проект по созданию специализированного инженерного класса. Дети ощущают потребность творить гораздо острее, чем взрослые, и важно поощрять эту потребность всеми силами. Недалеко то время, когда мы будем восхищаться новыми техническими творениями талантливых детей и воодушевленной деятельностью их наставников.Марина БАСАРЫГИНА, учитель информатики гимназии №1542

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте