Исследовательская работа, как любое творчество, строится на основе внутренней потребности. Она не вписывается ни в какую школьную программу. Однако знания, которые дети получают в результате исследования, обогащают их, формируют у ребенка репертуар исследовательских умений. О том, как выбрать тему для исследовательской деятельности школьника, и чем такая работа важна, рассказал член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Александр Савенков.
Сегодня даже для учащихся начальной школы выделяют время на исследовательскую деятельность. В рамках проекта «Лектор РАО» Александр Ильич рассказал о том, как выбрать тему для такой работы и заинтересовать ей ребят. Он напомнил, что образование всегда интересовали исследовательские методы обучения, но в 21 веке эта потребность стала особенно острой. Для нее стали отрабатываться специальные методические инструменты. Они обогащают содержание образования, при этом требуют новых форм организации учебной деятельности и других технологий. Классно-урочная или лекционно-семинарская системы для исследовательской работы совершенно не подходят.
По этой причине учебно-исследовательской деятельности стали отводить преимущественно вторую половину школьного дня. Для исследования ребенок должен сам выбрать тему – это важно, чтобы она его интересовала. «Исследовательская работа, как любое творчество, строится на основе внутренней потребности», – подчеркивает ученый. Кому-то интересно знать, как ведут себя вороны на улице, а кому-то – можно ли дрессировать кошку. Такие работы не впишутся ни в одну школьную программу. Однако знания, которые они дают, обогащают ребенка, формируют у него репертуар исследовательских умений.
Выбрать тему исследования для младших школьников довольно сложно. Необходимо найти то, что заинтересует как ребенка, так и педагога. Поэтому учителя часто просят предложить уже готовый список тем, которыми можно было бы занять ребят. Ученые сделали несколько способов выбора темы, подсмотрев у психологов методику зачинов сказки («Жил-был зайчик», «Жила-была белочка» – а дальше ребенок сочиняет сказку). Детям стали предлагать ситуацию, которую им предстояло исследовать.
Другим вариантом выбора темы может быть коллекционирование. Детей рассаживают в круг и рассказывают, что именно люди коллекционируют. Кто-то обязательно попросит одноклассников принести то, что он хочет коллекционировать – старые ключи, например, или колокольчики. Получившаяся коллекция послужит началом исследовательской работы. Ребенку нужно будет классифицировать предметы, посмотреть, чего не хватает и какие в избытке. Другим приемом коллекционирования выступает экскурсия, она ребят в чем-то заинтересовывает, и они начинают это исследовать.
Александр Савенков рассказал также о практике привлечения бабушек и дедушек, которые рассказывали детям о том, что их в жизни интересует. Например, дедушка, кандидат физико-математических наук, который занимался обеспечением жизнедеятельности космонавтов в Звездном городке, рассказал ребятам, как космонавты едят, как дышат, где и как восстанавливается воздух. В исследовательской работе школьника важна не красивая презентация, а самостоятельный шаг в неизведанное.
«Учитель, занимающийся исследовательским обучением, может научить ребенка тому, чего не умеет сам. Это парадоксально. Когда мы выбираем с ребенком тему, мы не знаем, что в итоге получится. Мы начинаем искать новые знания и обогащаемся оба», – отмечает педагог. Учителю важно стать старшим товарищем, партнером ребенку, а не ментором, указывающим, что и как делать. Основным инструментом подведения итогов исследования выступает защита. Каждому дается по 10 минут на доклад, после чего задают вопросы. Они должны быть такими, чтобы помочь докладчику раскрыть лучшие стороны своего интеллекта. С полной лекцией Александра Савенкова можно ознакомиться на странице РАО в социальной сети.
Комментарии