Родители имеют право выбирать, что именно носить ребенку в детском саду. Однако стоит учитывать не только комфорт и удобство малыша, но и внешний вид: он должен быть не только опрятным, но и не оказывать негативное влияние на других детей деталями одежды и аксессуарами.
Сотрудники Института воспитания РАО рассказали, какие требования к одежде воспитанников может предъявлять садик, как разрешать возможные конфликты по этому поводу между родителями и воспитателем. Например, некоторые дети в группе носят одежду с изображениями агрессивных, страшных персонажей. Такого не стоит допускать, поскольку остальные дети могут пугаться.
Этика и свобода
По мнению Анны Тепловой, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Института воспитания, вопрос одежды ребенка в садике связан с рядом проблем взрослых. Одна из них– этическая.
Если малыш пугается агрессивного изображения на майке одного из детей в группе, взрослые будут стараться защитить испуганного ребенка и уберут пугающий предмет. В случае, когда родители отказываются воспринимать чувства других детей и продолжают приводить своего ребенка в пугающей одежде, встает проблема этики и ответственности взрослых. Возможно, что малышу так нравится его монстр, что родителям проще разрешить носить его изображение, чем спорить и настаивать на своем.
Другая проблема – неверное понимания свободы. Взрослые отстаивают свое право на свободу выбирать ребенку одежду, невзирая на просьбы воспитателей и психолога. Это свидетельствует о незрелости родителей, их неумении видеть проблему со стороны. Их личная свобода более значима, чем свобода других.
Чистая и удобная: какой должна быть детская одежда
Вопрос дресс-кода, о том, какие игрушки можно брать с собой в сад, встает всегда. Если с игрушками консенсус находится довольно быстро, то решение с одеждой дается сложнее.
В некоторых странах – в частности, в Бразилии – вводят общую форму для дошколят. В садиках России ограничиваются лишь гигиеной и удобством детей. Однако современные дошкольники не лишены пространства информационной агрессии.
Сегодня любая популярная игрушка, персонаж мультфильма сопровождаются индустрией продаж. Их изображают на одежде, канцтоварах, аксессуарах. Это создает определенный «информационный фон». На сознание малыша влияют истории персонажа, что можно назвать скрытой агрессией.
Если у ребенка есть мяч с изображением Винни Пуха, то он пинает игрушку со своим любимым героем. Так, по словам эксперта, от детских товаров может появиться скрытая агрессия и у ребенка.
Образ монстра Хагги Вагги
Хагги Вагги – персонаж компьютерной игры «Poppy Playtime» 2021 года, странное существо синего цвета с непропорциональной головой и острозубой улыбкой. Подобная игрушка размывает еще не сформированные представления о добре и зле, о красоте и безобразии. Эксперт заявляется, что из-за этого, взрослея, ребенок не научится различать у людей истинную агрессию и будет тянуться к ним.
Об агрессии Хагги Вагги свидетельствуют острые зубы, когти, выпученные глаза – эти элементы всегда воспринимаются в качестве источника опасности. Поэтому педагоги и психологи не советуют предлагать детям игрушки с образами монстров. Последствия негативного воздействия станут заметны не сразу – на поведении жертвы, например. Ребенок старается принять этот образ как безопасный, дружелюбный, оправдать его. Это разрушительно для психики малыша.
Также опасно смешивать представления о добре и зле, которые вызывает персонаж. У ребенка формируется конфликт от смешения этих базовых понятий: «доброе зло» или «злое добро», «обаятельный убийца», «ласковый злодей». Это разрушает здоровую психику. Дошкольнику довольно сложно понять, что это – ирония или шутка. Он воспринимает такой объект как одобряемое взрослыми сочетание несочетаемого, его духовно-нравственные установки начинают восприниматься как ложные.
Что делать, если ребенку нравятся пугающие игрушки
Когда взрослые понимают, что агрессивная игрушка или ее изображение на любимой футболке деформирует психику ребенка, им стоит поговорить с малышом. Важно объяснить, кто такой монстр. Следует попробовать заменить его другой популярной, но не агрессивной игрушкой. Важно формировать умение критически мыслить с раннего возраста, умение противостоять общему негативному влиянию.
Анна Теплова считает важным объяснить ребенку, что любимый персонаж может пугать других детей. В норме дошкольник способен к сочувствию и заботе. Если родители объяснят происхождение образа, его историю, то малыш легко поймет, что эта игрушка пугает других детей.
Когда игрушка нравится взрослым или они не понимают, «что в ней страшного», воспитателю важно им рассказать, что большинство дошколят довольно впечатлительны; что игрушка может провоцировать тревогу, нервные срывы и нарушения сна. Кроме того, выбор игрушек и одежды для садика – это не просто ограничения, это фактор эмоционального здоровья и благополучия других.
Комментарии