Сегодня многие родители стараются не оставлять много свободного времени детям и записывают их в различные кружки. Однако в таких случаях есть опасения перегрузить нервную систему. Как понять, что именно ребенку интересно и как много дополнительных занятий ему нужно, рассказала руководитель Университетского многопрофильного психологического центра МГППУ Анна Березкина.
Выбрать дополнительные занятия для детей можно довольно просто – обычно это происходит спонтанно. Нередко определенный кружок предпочитают потому, что он находится в пешей доступности. Значимы также популярность и мода: при открытии нового центра многие идут именно туда. Психологи считают такой подход неплохим, он свидетельствует об открытости родителей выбору, их готовности менять ситуацию, если что-то будет складываться не так, как хотелось бы.
Критерии выбора
Если для выбора кружков родители специально выделяют время и силы, то на итог окажут влияние три разных фактора. Во-первых, это картина мира родителей: их установки, амбиции, страхи. Были времена, когда считалось, что хорошо воспитанной девушке нужно уметь плавать, играть на фортепиано, знать иностранный язык. И это действительно неплохой набор умений, который говорит о заботе взрослых об успешности ребенка в будущем. Однако в таком выборе может не оказаться самого ребенка.
Существует также другая установка, ее диктует страх взрослого. Так случается, если семья, например, живет в неблагополучном районе, где ребенку важно уметь постоять за себя. В подобной ситуации в приоритете оказывается спорт, боевые искусства. Живопись, музыка остаются вне зоны внимания.
Другим важным фактором выступают семейные ресурсы. Речь идет как о материальных возможностях, так и об организационных способностях родителей, физическом потенциале. Не всегда у родителей есть силы, деньги и время водить ребенка на дополнительные занятия. Нередко детьми в семье занимается лишь мама. Если к процессу воспитания подключены папа и бабушки-дедушки – это уже другая ситуация. В ней важно, чтобы родственники друг с другом умели договориться и действовали слаженно.
Значимую роль в выборе занятия играет также местоположение секции или кружка. На первом этапе этот фактор бывает недооценен родителями. Но рано или поздно о нем приходится задуматься. Сначала мама или папа вдохновлено возят ребенка в соседний район или в другой конец города на каток, а позднее понимают, что не готовы продолжать это делать. Важно определить, за счет какого времени и каких семейных дел ребенка будут и дальше возить на кружок. Если же занятия проходят в школе или садике, и детей не нужно никуда специально водить – это совсем другая ситуация.
Невзирая на попытки родителей объективно оценивать склонности ребенка, именно они, опираясь на перечисленные факторы, в итоге решают, в каком кружке будет заниматься их сын или дочь.
Время расставляет все по своим местам
О правильности сделанного выбора зачастую можно судить лишь по прошествии определенного времени. Если один ребенок сломается и начнет открыто бунтовать либо у него проявятся психосоматические признаки неудачного выбора, то другой может остаться благодарен родителям за правильное направление и поддержку. Безапелляционная позиция родителей направить сына или дочь в узкую область занятий может оказаться как успешной, так и неудачной. Эти шансы стоит учитывать.
Чего же хочет ребенок
Очень много в выборе кружков зависит также от того, насколько налажен контакт детей с родителями. Взрослым важно учитывать следующие факторы. Во-первых, нужно ориентироваться на возраст ребенка. В возрасте до 3 лет он обычно еще не посещает садик и развивается в домашней обстановке – в общении с родственниками и родителями. В этот период ему не приходится делать выбор, все решают взрослые.
Расхожее мнение «после 3 лет уже поздно», которое стало популярным в последнее время, многих мам уже стало отпускать. Родители начали понимать, что все необходимое для гармоничного развития дети до 3 лет получают в семье. Да, стоит принимать во внимание сенситивные периоды развития — те, в которых создаются наиболее подходящие условия для формирования определенных психологических свойств и поведения. Но их нельзя считать уникальными и единственными. В частности, для развития речевых навыков существуют благоприятные периоды, о которых говорил Л.С. Выготский.
Возрастные периоды развития дошкольного периода
В возрасте 1,5–3 лет дети пополняют словарный запас, что сопровождается развитием моторики. В 3–4 года они знакомятся с буквами и начинают воспринимать речь осознанно. В возрасте от 4 до 5 лет ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям, математике, появляется спонтанная заинтересованность в понятиях размера, цвета, формы. Дети активно воспринимают письмо. С 5 до 6 лет развиваются социальные навыки, происходит повышение интереса к общению, к письму и чтению. В возрасте 8–9 лет наблюдается снова всплеск языковых способностей, развивается воображение, способность воспринимать культуру.
Исходя из этого, становится ясно, что не следует нагружать ребенка до 3 лет обучением письму, чтению или игре на скрипке. Важнее с малышами разговаривать, развивать чувство ритма, чувствительность к интонациям языка, увеличивать словарный запас, делать его активным. До 3 лет ребенок также учится воспринимать порядок. В это время необходим порядок в обстановке, в поведении взрослых, в режиме дня. В это время расцветают ритуалы: отход ко сну, пробуждение, кормление. Ритуалы чрезвычайно важны для психики ребенка.
Соблюдение распорядка дня до 3 лет синхронизирует процессы возбуждения и торможения. Благодаря этому развивается умение вовремя начинать и завершать – это становится основой для дальнейшего планирования речевого высказывания. Помимо этого, до 5 лет происходит сенсорное развитие. Поэтому важно создавать детям условия для познания через чувства, движения, вкусы, запахи, звуки. Этому помогают игры с природными материалами, различными предметами. Окружающий мир дети познают, топая по лужам, меся грязь, пачкаясь в огороде, забираясь на деревья. Такой опыт станет основой развития речи, способности мыслить, развивать словарный запас, для математического восприятия и письма.
Также сенситивный период помогает учиться воспринимать маленькие предметы. Дети интересуются крошками, играют пуговицами, горошинами, сортируют бусины, пересыпают муку, переливают воду. Важно давать детям возможность для таких занятий. При этом не стоит думать, что при развитии мелкой моторики автоматически развивается и речь. Чтобы это происходило, нужно одновременно с мелкой ручной работой проговаривать потешки, скороговорки, стихи, петь песенки. Тогда опосредованно будет стимулироваться артикуляционная зона головного мозга.
Возраст от 1 года до 4 лет является также периодом движения и действий. Через движения поступают сигналы в головной мозг, благодаря чему формируются нейронные связи. Детям в это время важно играть в подвижные игры. До 6 лет у ребенка также формируются социальные навыки. На родительском примере он учится спрашивать, выражать благодарность, сотрудничать. Полезно в это время посещать различные мероприятия, выставки, спектакли. Это расширяет кругозор и оставляет яркие впечатления, способствуя старту развития речи и мышления. Среди дополнительных спортивных занятий до 3 лет наиболее оптимальными могут выступать занятия с мамой в группе грудничков, затем малышовое плавание в бассейне.
С учетом знаний о перечисленных сенситивных периодах, взрослым проще определить, какие дополнительные занятия ребенку стоит подобрать. Важно стараться не бежать впереди паровоза. К школьному возрасту все дети, как правило, уже не используют памперсы – так и в школе все так или иначе научатся читать. Поэтому не стоит перегружать психику ребенка лишними занятиями.
Подготовка к садику
Перед тем, как ребенка отдать в садик, родители снова начинают активно беспокоиться о поиске дополнительных занятий. Ближе к 3 годам детей можно отдавать в спортивные секции, им полезно заниматься танцевально-ритмическими уроками, посещать творческие кружки. Если ребенка намереваются отдать в детский сад, то с 3 лет им полезно посещать занятия отдельно от мамы примерно два раза в неделю. Так дети научатся групповой деятельности, постепенно подготовятся к посещению садика и школы. Для начала стоит остановить свой выбор на одной группе дополнительных занятий: рисовании, лепке или аппликации.
Когда ребенок идет в детсад, там уже существуют кружки. Примерно до 5–5,5 полный день в детской группе для детей равносилен по нагрузке на психику полноценному рабочему дню взрослых. Так что по вечерам занятия могут быть для детей лишней нагрузкой.
Нередко дети желают посещать и 3, и 5 кружков, но родители должны понимать, что ребенок не может пока верно оценить свои возможности. Даже если они с радостью бегут на занятия, вечером он будет плохо засыпать от перевозбуждения, грызть ногти, появятся истерики. Так проявляется нервное перенапряжение. К тому же, вечера важны для отдыха и семейного общения.
В возрасте от 3 до 6 лет дети могут говорить о том, чем они больше не хотят заниматься. Так что стоит иметь в виду возможность ребенка иметь собственную позицию. Родителям важно либо спокойно отнестись к тому, что за 1–2 года придется перепробовать 5–6 кружков, так и не остановившись ни на одном, либо занять активную позицию. Тогда нужно всячески стимулировать ребенка к определенному занятию, поддерживать его интерес, ограничивая в другой деятельности. Оба типа поведения имеют как преимущества, так и недостатки – и то и другое станет явным лишь в школьном возрасте. Главным остается не переусердствовать в психологической нагрузке для ребенка – чтобы не было отторжения к любым кружкам вообще.
Для учащихся начальных классов необходимы хотя бы два свободных вечера в неделю, а лучше даже, как и до школы – три. Воскресенье должно быть полностью свободным от занятий днем.
Здоровье ребенка
Частые болезни ребенка, задержка в развитии являются противопоказанием к нагрузке его дополнительными занятиями. От полноценного сна и уравновешенной психики зависит его здоровье. Чем слабее здоровье, тем меньшая нагрузка допустима. Можно отдавать детей на спокойные занятия, где не бывает стрессовых ситуаций.
Так, близоруким детям нельзя заниматься футболом, хоккеем, большим теннисом, гимнастикой, фигурным катанием. При сколиозе стоит избегать игровых видов спорта, тенниса, аэробики, гимнастики. Спортивные занятия хорошо начинать с плавания.
Ресурсы ребенка
При выборе кружка стоит продиагностировать интересы и склонности ребенка. Психолог и нейропсихолог могут помочь определить слабые и сильные стороны, который сформировались к данному возрасту. Основываясь на этой информации, можно примерно составить список кружков, в которых стоит попробовать силы ребенка. При этом следует либо сделать ставку на развитие сильных способностей либо сконцентрироваться на компенсации дефицита, развивая отстающие навыки.
При этом надо иметь в виду: в одном случае ребенок будет чувствовать себя звездой, а в другом ему придется учиться преодолевать трудности. Здесь решающая роль будет за педагогом. Он либо поддержит малыша, либо ребенок потеряет интерес к занятиям.
Чьи интересы учесть
Если в ходе диагностики не обнаружатся слабые места, которые требуют развития навыков, тогда при выборе кружка стоит руководствоваться интересами ребенка. Необходимо с ним разговаривать с самого раннего возраста. Если у него нет конкретных желаний, следует рассказывать и показывать, как выглядит футбол, катание на коньках и т.д.
Необходимо также понимать, что ребенок меняется, и его интересы также не остаются постоянными. Возможно, что его придется уговаривать посещать дополнительные занятия. Можно настаивать, но не следует заставлять. Оставляйте место экспериментам.
Комментарии