Подготовка к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне способствует патриотическому воспитанию детей и молодежи. Конечно, это не означает, что в нем удалось устранить разнообразные трудности. Но и в нынешних непростых условиях педагоги-энтузиасты находят пути активизации воспитания юношества. Своего рода итоговым рубежом работы Московского детско-юношеского центра «Резерв» в период подготовки к славному юбилею в майские дни накануне праздника станет слет, посвященный Великой Победе.
Связь воспитания детей и молодежи с датами выдающихся событий истории традиционна, хотя вряд ли его можно ограничивать только предъюбилейными кампаниями. Ведь многие школьники не имеют представления даже о главных событиях Великой Отечественной войны, с трудом могут назвать хотя бы несколько из множества имен ее героев и полководцев. Часто и справедливо говорится, что это последствия разрушения в прежние годы системы патриотического воспитания детей и молодежи. Они не преодолены до сих пор. Во многих местах по-прежнему отсутствует или устарела материально-техническая база, не хватает квалифицированных педагогических кадров, финансирования. Руководителям многих военно-патриотических клубов приходится проводить мероприятия, что называется, на голом энтузиазме, каждый раз подстраиваться под обстоятельства, выискивать средства для повседневной работы, не говоря уж о крупных мероприятиях.
Конечно же, проблемы надо решать. Но пока это произойдет, сегодняшние ребятишки станут взрослыми. Поэтому в нынешних условиях особенно большое значение приобретает рациональное сочетание возможностей школы и структур дополнительного образования, молодежных объединений. В тех учебных заведениях, на базе которых действуют военно-патриотические клубы, где учащиеся увлеченно работают в школьных музеях, проводятся регулярные встречи памяти с фронтовиками, картина иная, память о войне живет в сердцах детей и подростков.
Связь воспитания в школьных коллективах и военно-патриотических клубах продуктивна тем, что их сотрудничество значительно расширяет палитру форм и методов работы с детьми и подростками, позволяет дополнить разнообразные классные, музейные и другие мероприятия активными и содержательными формами во время досуга ребят.
В число крупных мероприятий, напоминающих московской молодежи о Великой Победе, традиционно входят слеты военно-патриотических клубов и объединений. Они способствуют повышению интереса школьников к ратной истории нашего Отечества, совершенствованию работы по военно-прикладной подготовке юношей допризывного возраста, развитию их физических и волевых качеств, формированию готовности к защите Родины. Такие слеты проводит возглавляемый Евгением Сербариновым Московский детско-юношеский центр «Резерв» столичного Департамента образования.
Очередной такой весенний слет пройдет 2 – 5 мая нынешнего года на базе Московского городского дворца детского и юношеского творчества, которым руководит Дмитрий Монахов, а также кадетского образовательно-оздоровительного лагеря «Патриот», возглавляемого Александром Денисовым.
Традиционно насыщенная различными мероприятиями программа слета в этот раз по просьбам руководителей команд будет еще более разнообразной, интересной. Она предоставляет подросткам возможности проверить свои знания, умения и навыки в военно-прикладных дисциплинах, поднимает интерес к отечественной истории, художественным произведениям, посвященным Великой Отечественной войне, развивает творческие способности.
Среди традиционных конкурсов и соревнований – «Командир шагает впереди», «Жить по уставам», стрельба из малокалиберной винтовки, разборка и сборка автомата, рукопашный бой, преодоление полосы препятствий и штурмовой полосы. В программу введены и новые элементы – литературно-драматическая композиция «К 60-летию Победы» и «Окоп-кутюр».
Команды должны представить литературно-драматическую постановку, посвященную героизму нашего народа в Великой Отечественной войне. Для этого участники слета могут использовать музыкальные и звуковые фонограммы, исполнять стихи и песни военных лет. Жюри приветствует детское творчество и поощряет призовыми баллами авторские произведения.
Творческий конкурс «Окоп-кутюр» подразумевает юмористическое театрализованное представление моделей военной одежды. Конкурс рассчитан на детское творчество, фантазию, воображение и добрый юмористический взгляд на бытовые стороны армейской жизни.
В этом году модернизированы и конкурсы по оказанию доврачебной помощи, преодолению штурмовой полосы и тактической подготовке. Командам необходимо будет не только преодолевать препятствия, но и транспортировать к финишу «раненого», а также постараться «не подорваться» на «растяжках», установленных на соответствующих участках.
Особый интерес у участников подобного рода состязаний всегда вызывает тактический этап. С каждым слетом «легенда» (создаваемая организаторами условная тактическая обстановка) военно-тактической игры на местности становится все более нестандартной, приближенной к реальным условиям. Для победы кроме знаний и умений у ребят должна быть хорошая полевая практика.
В этот раз согласно легенде на полигоне находятся несколько объектов, охраняемых взводами, которые должны занять круговую оборону. За строго ограниченное время диверсионно-разведывательным группам (ДРГ) необходимо обнаружить эти объекты, оценить обстановку и противника, а затем по возможности атаковать эти объекты с целью уничтожения. В противовес ДРГ на полигоне будут действовать и противодиверсионные группы. Во время военно-тактической игры, как и положено во «всамделишной» армии, будут соответствующим образом оформляться боевые приказы, донесения и другие документы.
Подобный сценарий игры позволяет выявить, как участники слета подготовлены к действиям в полевых условиях, насколько тактически грамотны действия руководителей групп, налажено взаимодействие между ребятами внутри маленьких коллективов.
То обстоятельство, что слет пройдет в майские дни, предшествующие празднику Победы, вместе с воспитательными аспектами военно-тактических игр, а также других мероприятий слета, обращенных к страницам истории Великой Отечественной войны, заставляет ребят всерьез задумываться о мужестве и героизме, величии подвига поколения фронтовиков-победителей. И о гражданском, патриотическом долге юных наследников их славы и ратных традиций России, будущих ее защитников.
Комментарии