Какого человека можно назвать грамотным? Безусловно, ученики, окончив школу, обязательно научатся писать и читать, получат предметные теоретические знания. Но сколько из них затем внимательно прочтут договор в банке перед его подписанием или инструкцию перед использованием новой техники?
Формирование функциональной грамотности учащихся стало одной из основных задач современного образования. Начинать формировать ее надо еще в дошкольном возрасте. Развитие функциональной грамотности закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада. Наиболее эффективными методами и приемами формирования функциональной грамотности у дошкольников являются игровая и исследовательская деятельность, создание проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В начальной школе мы продолжаем работу по формированию функциональной грамотности, используя на уроках задания, связанные с жизнью. Например, на уроке математики по теме «Цена, количество, стоимость» эффективно можно применять задания, формирующие финансовую грамотность, тесно связанную с математической. Для этого всего лишь необходимо принести с собой на урок чек из магазина. Ученики с интересом решают задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией, ведь полученные знания они смогут применить на практике.
При работе с текстами стараемся формировать у наших учеников умение самостоятельно находить нужную информацию, учим сравнивать информацию из нескольких источников, проверять факты, анализировать, обобщать, работать с графиками, диаграммами и схемами, составлять конспекты, выделяя главное, делать выводы. Пример работы с текстом на уроке окружающего мира: прочитав большой текст параграфа, дети могут проанализировать его, с помощью условных обозначений составить в тетради схему, которая легко запоминается.
На уроках развития речи наряду с традиционными этюдами, эссе, зарисовками и отзывами целесообразно использовать и другие жанры текстов, например инструкции, рецепты, статьи, интервью.
Педагогический коллектив нашей школы уделяет особое внимание построению поисково-исследовательской деятельности, для этого в расписание включены уроки проектной деятельности, ребята посещают IТ-полигон, лаборатории городских проектов предпрофессиональных классов.
Мы стараемся создавать такую атмосферу на уроках, чтобы каждому ребенку было интересно, чтобы дети ушли с урока с багажом жизненных навыков. Ведь одна из задач учителя – помочь детям войти в мир взрослых проблем и научить их жить в современном обществе, максимально реализуя свои потенциальные возможности в профессиональной деятельности.
Ирина ЩЕРБИНИНА, Татьяна ПЕРМИНОВА, учителя начальных классов школы №1547
Комментарии