search
main
0

Как воспитать ответственность у подростка?

Только благодаря ветру свободен парусник в открытом море

На протяжении своей жизни человек сталкивается с различными кризисными периодами. Наиболее ярким, сложным и интересным является кризис подросткового возраста, или период перехода человека от состояния ребенка к состоянию взрослого.

У состояния «ребенок» масса преимуществ и бонусов, однако отсутствуют или мало проявлены такие важные для подростка моменты, как личные права и самостоятельность. Подросток хочет быть свободным и ответственным, иметь свое мнение, с которым считаются, устанавливать свои правила и исследовать мир вокруг себя. Перейти из ребенка во взрослого на раз-два-три не получится. Путь этот не такой простой, как хотелось бы и родителям, и самим подросткам.

Как воспитать ответственного человека? Полезно посмотреть на ответственность именно как на способность, которую нужно развивать и поддерживать, а не как на характеристику «базовой комплектации» человека, которая либо есть, либо нет. Как это сделать?

Показывайте пример

Сдерживая обещания, проявляя выдержку, сохраняя достоинство в самых разных ситуациях, родители становятся для своих детей образцом поведения. Когда обещания выполняются, а про любую ситуацию можно рассказать, у подростка больше опоры под ногами, больше доверия и уважения к родителю, даже если на словах он и заявляет другое.

Пошаговое движение к разделению зон ответственности

Вот реальный способ формировать эту способность конструктивным образом. Как помочь подростку установить границы своей ответственности? За что он уже может отвечать, а за что – нет: выбор увлечений, друзей, свое здоровье, учеба, уборка, помощь в воспитании младших. Как вы это решаете – с ним вместе или без него? С какого возраста начинается эта постепенная передача? Готовых ответов нет, все дети разные, да и родители тоже.

Я могу, но только вместе с тобой

Психологи выделяют такое понятие, как зона ближайшего развития. Это то, что ребенок может только вместе со взрослым. Только так он осваивает новую деятельность, учится новым способам поведения. Принимая во внимание его возможности, родитель все больше увеличивает зону ответственности ребенка, но она не должна быть неподъемной или слишком маленькой. И тут пора задуматься о формировании таких важных качествах, как ответственность и самостоятельность. Выделяя зоны, за которые будет отвечать подросток, нужно готовиться к тому, что придется иметь дело с его упрямством, желанием пробовать что-то новое, невозможностью делать все идеально или хотя бы прилично, с точки зрения взрослого.

Разумный контроль и самостоятельность подростка

И здесь пересекаются две задачи: развивать навык ответственности равно давать больше самостоятельности, снижать количество контроля, поскольку при сохранении внешнего контроля никогда не сформируется контроль внутренний, так необходимый для ответственного поведения. Контроль и самостоятельность как бы лежат на одной прямой. При 100%-ном контроле нет ни единого шанса для возникновения самостоятельного поведения. Постепенно уменьшайте зоны контроля, оставив за собой как родителем разумные границы, и вы убедитесь в ответственном поведении подростка.

Доверяйте своему ребенку

Он того стоит! Именно доверие и снисходительность к ошибкам помогают подростку преодолеть страх делать что-то самому. Чтобы ребенок по-настоящему отвечал за то, что делает, важно дать ему карт-бланш на неверные действия. Главное, чтобы родитель однозначно его поддерживал и делился тем, как он сам справлялся с похожими задачами. Можно не повторять действий родителя, но то, что у него тоже были сложности и он с ними справился, однозначно воодушевит и поддержит.

Особенно стоит отметить тот факт, который поможет задуматься взрослым, что важно разведение понятий «воспитание ответственности» и «послушание». Это вовсе не одно и то же. Послушный ребенок удобен, но от этого он автоматически не становится ни самостоятельным, ни ответственным. Послушное поведение – это, по сути, повторение уже найденных шаблонов. И тогда ответственность остается на том, кто эти шаблоны предлагает.

Лилия ЗВЕРОБОЕВА, Лариса НАЗАРОВА, Сергей АЛЕКСЕЕВ, педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте