Я работаю мастером производственного обучения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Политехнический колледж имени П.А.Овчинникова». Здесь я начинал свое становление в профессии, а сегодня являюсь старшим региональным экспертом JuniorSkills в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» в Москве.
Данное движение, инициированное в 2014 году фондом «Вольное дело», переросло в полноценную программу ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников 10-16 лет и стало ответом на запрос времени. С самого начала проекта наш колледж неизменно является площадкой для проведения чемпионата JuniorSkills в таких компетенциях, как «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Инженерный дизайн CAD». В рамках кружков дополнительного образования технической направленности мы знакомим школьников с профессиональными модулями, что позволяет им осваивать различные формы информационной и материальной культуры, применять на практике знания основ наук и становиться чемпионами.В марте 2018 года в Москве прошел финал IV Национального чемпионата JuniorSkills, где встретились 148 команд из 36 регионов России, а также юниоры из Белоруссии, Швейцарии и Нидерландов. Победу в командном зачете одержала сборная команда города Москвы, на счету которой 59 медалей, из них 35 золотых, 14 серебряных и 10 бронзовых. Я выступал главным региональным экспертом и тренером московской команды по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» совместно с Западным комплексом непрерывного образования. В этом году команда города Москвы по этому направлению впервые заняла 2-е место.Мне часто задают вопрос «Как найти и вырастить чемпиона?» Действительно, подчас не только учителю, но и родителю сложно понять, что именно этому мальчишке нужно встать за токарный станок, и тогда из него получится блестящий мастер. А главное, он сам про себя этого еще не знает. И в этой ситуации важно, чтобы рядом оказался педагог-навигатор, который расскажет о многообразии профессионального выбора в современной жизни, о возможностях для построения индивидуальной траектории профессионального развития со школьной скамьи и в течение всей жизни.Учитывая профессиональную специфику, на помощь учителю обязательно должен прийти мастер или преподаватель специальных дисциплин колледжа, которые расскажут о профессии «из первых рук». От роли этих людей подчас зависит, будет ли ребенок защищен от ошибок и разочарований в выборе профессии, станет ли профессионально успешным, а значит, счастливым человеком. Именно в этом взаимодействии учителя-«навигатора» и педагога-наставника заключена важная составляющая успеха.Школы нашего межрайона давно и тесно сотрудничают с колледжем. Мы проводим дни открытых дверей, выходим с мастер-классами и открытыми презентациями профессий и специальностей в школы и даже дошкольные отделения.Если мне удалось удивить ребят информацией о современных возможностях и достижениях в станочном деле, заинтересовать их оборудованием и технологиями в работе станочника, перспективами трудоустройства, значит, у них появится желание попробовать себя в специальности. И здесь главное – дать возможность «потрогать» профессию руками.Что ж, с первыми шагами все понятно. Теперь важно не потерять этот интерес. Ведь главным условием успеха будущего чемпиона является его мотивация. Базовые знания технологии, математики, информатики, физики – все в копилку успешности! Занимаясь в колледже, готовясь к соревнованиям, школьник не только приобретает навыки, но и по-новому может оценить свой школьный багаж, «вдруг» опять заинтересоваться школьными предметами.В программе дополнительного образования JuniorSkills «Токарные работы на станках с ЧПУ» ребята учатся чтению чертежей, программированию в САМ-системе, получают знания режущего, мерительного инструмента, обучаются наладке, самостоятельному изготовлению деталей на профессиональном токарном станке.Важно понимать, что любой профессиональный успех всегда базируется на осознанной учебе и серьезной работе, а любой труд требует усидчивости и терпения. Увы, современным детям их часто не хватает, и школьный педагог должен стать куратором, мотивирующим и поддерживающим своих ребят. Занятия «через раз», отсутствие системности и регулярности – так чемпионами не становятся.Важной составляющей учебной программы для будущих чемпионов является погружение учеников в специфику отрасли, расширение их кругозора за счет использования городских ресурсов. Мы всегда с удовольствием приглашаем школьников посетить предприятия – партнеры колледжа, чтобы ознакомить их с реальным производством.Кроме того, ежегодно проходящая в Москве международная специализированная выставка «Металлообработка» является отличной площадкой для знакомства с новейшими технологиями машиностроения.Также интересной и эффективной формой взаимодействия в формате «школа – колледж» может стать подготовка школьных учителей в качестве наставников команд для участия в чемпионате JuniorSkills.А теперь, пожалуй, самое главное. Наша общая цель как учреждений городской образовательной системы – не воспитать одного чемпиона, а, увидев таланты, склонности и способности наших учеников, дать каждому из них старт в будущее, помочь выбрать профессию, почувствовать вкус первого профессионального успеха. Именно это является основой мотивации будущих чемпионов, а значит, и основой будущих побед!Дмитрий БЕСПОЛДЕНОВ,мастер производственного обучения Политехнического колледжа имени П.А.Овчинникова
Комментарии