Сегодня всем известно, что существует такое понятие, как «педагогическая пенсия», то есть пенсия, которую назначают ранее общеустановленного возраста.
В момент, когда, по мнению педагогического работника, наступает срок обращения за ее назначением, претендент собирает все необходимые документы, в том числе архивные справки, и обращается в соответствующее отделение ПФР России, должностные лица ПФР проводят проверку поступивших документов, в случае необходимости с выходом в образовательное учреждение. Если все благополучно, то педагогическому работнику назначают досрочную педагогическую пенсию. Обычно такая проверка занимает около 3 месяцев. Однако нередки случаи, когда претендент получает решение комиссии об отказе в назначении пенсии, которое мотивировано тем, что какой-либо период не включен в специальный стаж по той причине, что должность, которую занимал работник, либо учреждение, в котором осуществлялась педагогическая деятельность, не предусмотрены действующими списками. Нередко причина такого отказа кроется именно в переименовании учреждения, в котором работник трудился, либо в переводе работника на другую должность, но с сохранением прежнего функционала.Достаточно часто складывается ситуация, когда человек проработал в одном учреждении 10-15, а то и 20 лет, за это время учреждение несколько раз переименовывали и (или) реорганизовывали (довольно часто встречаются случаи, когда учитель или воспитатель весь специальный стаж вырабатывают в единственном образовательном учреждении), в результате небольшой отрезок времени из этого большого периода оказывается исключен из специального стажа. Нередко ПФР не засчитывает в педагогический стаж периоды работы, например, когда школа имела название УВК либо Центр образования, либо когда детский сад назывался просто «дошкольное учреждение». Единственный по-настоящему действенный выход в такой ситуации – обращение в суд общей юрисдикции с иском о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным. Однако кроме собственно написанного иска, что тоже не всегда просто и что вернее доверить профессионалам, необходимо предоставить суду письменные доказательства своей правоты.Итак, на чем будут базироваться доводы педагога?Согласно статье 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховую пенсию по старости назначают ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (часть 1 пункт 19). Федеральный закон №400-ФЗ вступил в силу с 01.01.2015, и с этого же дня не применяют Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей 400-ФЗ). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначают страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 400-ФЗ, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждает Правительство Российской Федерации. Периоды работы (деятельности) до дня вступления в силу этого федерального закона засчитывают в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности) до дня вступления в силу настоящего федерального закона могут исчислять с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 статьи 30 400-ФЗ при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливают в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Здесь речь идет о нормативных правовых актах Минтруда и приказах Минздравсоцразвития об установлении тождества наименований должностей, и об установлении тождества наименований учреждений, предусмотренных Списком №781 (например, установление тождества должностей «воспитатель» и «воспитатель ГПД»; «музыкальный руководитель» и «музыкальный работник», «гимназия» и «школа-гимназия»).Однако бывают ситуации, когда отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий тождественность наименований должностей или учреждений, в этом случае на помощь лицу, претендующему на получение педагогической пенсии, приходит постановление пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», а именно положения п. 16, который говорит о том, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в этот стаж, все решает суд. Но необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд решает исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускают. Таким образом, несмотря на отсутствие права суда устанавливать тождество наименований должностей, суд вправе признать, что конкретная выполняемая лицом работа соответствовала должности (профессии, работе), которая предусмотрена соответствующим списком. Но для того чтобы суд мог принять такое решение, истец должен представить в суд свои трудовые договоры и должностные инструкции за оспариваемый период, копии кадровых приказов по занимаемой должности и другие документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации №1015 от 02.10.2014 (п. 11-17 Правил).Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, которое также продолжает действовать.Согласно пп. «м» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначают страховую пенсию по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» для досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяют: Список должностей и учреждений, работу в которых засчитывают в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначают трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работу в которых засчитывают в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 этого постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности до 1 января 1992 г.Также необходимо учитывать, что:- в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1015 от 02.10.2014, периоды работы подтверждают на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;- в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждают документами, указанными в пунктах 11-17 Правил (п. 10);- документ, подтверждающий периоды работы по трудовому договору, – трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимают письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11). В случае если трудовую книжку не ведут, периоды работы по трудовому договору подтверждают письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 12).В настоящее время судебная практика сложилась таким образом, что сам по себе факт отсутствия данных в персонифицированном учете при наличии записи в трудовой книжки не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии. Вот почему так важно, чтобы работодатель своевременно и правильно вносил в трудовые книжки работников записи о реорганизации и (или) переименовании образовательной организации.Несмотря на то что Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 №69) не устанавливает порядок внесения в трудовую книжку записи о реорганизации, обычно на практике такую запись вносят. Она нужна для того, чтобы все сведения в трудовой книжке соответствовали друг другу. В противном случае появится расхождение в сведениях о работодателе, указанных при приеме на работу, и в конце записей (на оттиске печати при увольнении).При внесении записи о реорганизации применяют правила п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек (запись о переименовании). В графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делают запись: «Организация такая-то с такого-то числа (дата из листа записи ФНС) реорганизована путем (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование – выбрать нужное)», а в графе 4 проставляют основание переименования – приказ Департамента образования Москвы, его дату и номер. Графы 1 и 2 не заполняют.В случае, когда записи о реорганизации и (или) переименовании образовательной организации в трудовой книжке отсутствуют, работнику необходимо представить суду правоустанавливающие документы за оспариваемый период (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации).Итак, если вы располагаете грамотно написанным иском и полным комплектом письменных доказательств, подтверждающих ваши доводы, то доказать в суде свое право на педагогическую пенсию будет не так сложно. Однако при этом есть случаи, требующие отдельного упоминания, например, когда в результате переименования должности или учреждения педагогический работник полностью лишается права на назначение досрочной педагогической пенсии. Скажем, когда учреждение дополнительного образования в результате реорганизации становится структурным подразделением общеобразовательного учреждения, педагоги дополнительного образования становятся работниками общеобразовательного учреждения и теряют право на досрочную трудовую пенсию (разделом 2 «Наименование учреждений» Списка общеобразовательные учреждения не предусмотрены). Или когда в результате реорганизации Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции становится учреждением дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи утрачивают право на включение периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (учреждения дополнительного образования детей не предусмотрены пунктами 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка). Или когда заместителя директора общеобразовательного учреждения, прежде подпадавшего под действие Списка (пункта 1 раздела «Наименование должностей»), переводят на должности «руководитель структурного подразделения» либо «педагог-организатор», которые не предусмотрены Списком. Можно предположить, что в случае обжалования названными категориями работников отказа ПФР в назначении досрочной трудовой пенсии решение суда будет не в пользу истцов.Сергей КАНДРИКОВ, директор АНО ЦПП «Профзащита»
Комментарии