Сегодня, как никогда, актуальны вопросы раннего формирования жизненного и профессионального самоопределения. Профильное обучение призвано способствовать выявлению и развитию личностных качеств и ценностных ориентиров, связанных с будущей профессиональной деятельностью выпускников школы. Обучение в профильных классах должно готовить обучающихся к осознанному выбору профессии.
Педагоги школы №460 имени дважды Героев Советского Союза Ф.А.Головачева и С.Ф.Шутова на протяжении многих лет ведут работу по формированию модели успешной интеграции выпускников в социум, их самореализации и активному включению в общественную жизнь, готовности взять на себя решение проблем, стоящих перед обществом. В соответствии с этим обозначились важные направления, требующие особого внимания: развитие лидерских качеств обучающихся, включение их в общественно полезную деятельность уже в школьные годы, постижение социальной практики и формирование потребности участвовать в организации учебной и воспитательной работы школы. В частности, именно для реализации этих направлений в школе в 2017 году был открыт 10‑й педагогический класс гуманитарного профиля, который стал отправной точкой в работе педагогической направленности для старшеклассников. В 2019 году школа вошла в проект «Новый педагогический класс в московской школе» в качестве кандидата. По результатам работы в 2019-2020 учебном году школа №460 стала участником и школой – консультантом проекта.
Работа с обучающимися педагогических классов направлена на развитие у них организаторских, коммуникативных и креативных способностей через включение в активную социально-досуговую деятельность. Для этого используются активные формы проведения занятий: консультации, семинары, практические занятия с разбором кейсов, тренинги, дебаты, деловые игры. На этом этапе работы большое значение имеют мастерство, профессионализм и заинтересованность классного руководителя педагогических классов и учителей, ведущих курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Обучающиеся педагогических классов и учителя школы активно принимают участие в мероприятиях открытого образовательного пространства «Новый педагогический класс в московской школе». Это мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации для педагогов и консультации для обучающихся по подготовке к предпрофессиональному экзамену.
Программа профориентационной работы с обучающимися по профессиям типа «человек-человек» на уровне образовательной организации реализуется в рамках мероприятий Российского движения школьников, в работе школьного методического театра «Маска», кружка музейной педагогики «Юный экскурсовод» (разработка и проведение экскурсий в школьных музеях, исторических местах Москвы).
Одним из приоритетных направлений работы в рамках проекта «Новый педагогический класс в московской школе» является вожатская деятельность. К данной работе привлекаются обучающиеся 10‑го и 11‑го педагогических классов, заинтересованные в обучении организаторской и вожатской работе, которая строится на основе познания детской психологии, на способности управлять процессом развития личности ребенка и детского коллектива, владении информационными технологиями. Кроме того, работа вожатого предполагает знание педагогических основ воспитания. Поэтому подготовка обучающихся к участию в вожатском движении проходит как в урочное, так и во внеурочное время. Учащиеся 10‑го педагогического класса изучают основы педагогики и занимаются в кружке дополнительного образования «Я – вожатый». Для обучающихся 11‑го класса разработана программа занятий внеурочной деятельности «Психология самоопределения». Ежегодно обучающиеся педагогического класса получают свидетельство о профессии «вожатый» в рамках сотрудничества с педагогическим колледжем №10 по реализации проекта «Предпрофессиональное обучение без границ».
Цель организации вожатской деятельности в педагогических классах школы – это формирование компетенций для профессиональной и личной успешности. Работа со старшеклассниками направлена на решение ряда задач. Во-первых, развитие коммуникативной компетенции обучающихся, умения конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде. Во-вторых, выявление и совершенствование организаторских и творческих способностей обучающихся. И конечно, это приобретение опыта профессиональных проб и развитие осознанного профессионального самоопределения.
На занятиях осуществляется теоретическая и практическая подготовка к вожатской деятельности. Приобретенные в ходе этой работы знания и умения ребята применяют при организации и проведении мероприятий для воспитанников дошкольных групп и обучающихся начальной и основной школы. Сначала это помощь в проведении мероприятий учителям и воспитателям, а затем планирование, организация и проведение мероприятия, анализ результатов деятельности. Вся работа от планирования мероприятия до рефлексии проходит под непосредственным контролем педагогов и воспитателей.
Идея взаимодействия обучающихся 10‑го и 5‑х классов возникла не случайно. Переход детей из начальной школы в среднюю сопряжен с новыми условиями учебной деятельности, новыми взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Задача вожатых на этом этапе – обеспечить сопровождение пятиклассников, помочь классному руководителю сформировать сплоченный коллектив, где каждый сможет реализовать свои способности. Работа осуществляется в тесном контакте классных руководителей 5‑х и 10‑го классов со старшеклассниками, разрабатывается для каждого класса план мероприятий, согласуются формы работы с подшефными, обсуждаются результаты проведенных мероприятий. Наиболее часто используются тематические классные часы, квесты, акции, экскурсионное сопровождение, помощь в подготовке домашнего задания.
Наиболее полно деятельность вожатых представлена в работе межрегионального форума «Патриот Отечества. XXI век», который проходит ежегодно в школе с 2016 года. Вожатым предоставляется возможность работать с отрядами учащихся разных возрастов, разного уровня подготовки к данному мероприятию. За каждым отрядом закрепляются вожатые, которые организуют работу в своих отрядах по подготовке к форуму в соответствии с его темой, разрабатывают творческие задания для мероприятий форума, участвуют в их организации и проведении. Рост количества обучающихся, активно участвующих в данном направлении вожатской работы, свидетельствует о понимании важности умения продуктивно вести диалог, выстраивать отношения с окружающими, эффективно взаимодействовать в команде.
Продемонстрировать высокий уровень полученных знаний обучающиеся 10‑го и 11‑го педагогических классов смогли на практике, принимая участие в предпрофессиональной олимпиаде «Умения ХХI века» и фестивале «Зимние краски», где вошли в число призеров, представив проектные работы на конференции «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности».
Впервые в 2020 году в рамках проекта «Новый педагогический класс в московской школе» прошел предпрофессиональный экзамен. Выпускники педагогического класса нашей школы достойно выдержали и это испытание, что дало им возможность при поступлении в вузы получить дополнительные баллы.
Реализация профильного обучения в школе предоставляет возможность старшеклассникам не только изучать предметы на углубленном уровне, но и участвовать в профессиональных пробах и социальных практиках, что способствует профессиональному самоопределению выпускников, помогает утвердиться в своем выборе будущей профессии или вовремя его скорректировать.
Татьяна ШИТКОВА, заместитель директора по содержанию образования школы №460 имени дважды Героев Советского Союза Ф.А.Головачева и С.Ф.Шутова
Комментарии