search
main
0

Как весело встретить Новый год. Совместное родительское собрание с детьми. Младшие классы

Добрый день! Наше родительское собрание проходит сегодня совместно с детьми. Мы научимся лучше понимать друг друга, весело и с пользой проводить время вместе.

Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает свое специфическое и более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В прежние времена жизнь ребенка была в большей степени предопределена нормами и традициями, и так как жизненный путь был уже изначально предопределен, практически не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей.Младший школьный возраст – это первый этап осознанного отношения ребенка к общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль взрослого в этот период – защитник, поэтому очень важно создать атмосферу максимального доверия между родителями и детьми, взрослые должны не только слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребенка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.Скоро Новый год. У многих родителей возникает вопрос, как устроить праздник, чтобы было весело и интересно и родителям, и детям. Конечно, можно заказать кафе или пригласить ведущего, сейчас это модно и популярно, отвести на какую-то готовую развлекательно-познавательную программу. Но Новый год – семейный праздник. Попробуем вместе подготовиться к нему: проведем опыты, разучим фокусы и смастерим праздничную светящуюся открытку. Заодно проверим, у кого лучше получится – у взрослых или их детей. А потом проверим степень удовлетворения от нашего общения.В праздники дети больше всего предоставлены себе, что может быть небезопасно. Предлагаю отгадать тему, в которой мы научимся разбираться. Для этого отгадаем ребус. Внимание на презентацию. Из первых букв слов, которые появятся на экране, составляем новое слово.Получилось «электричество». Ребята, расскажите, пожалуйста, где в природе вы встречались с электричеством?Правильно,  это молния, шаровая молния, северное сияние, электрические рыбы.А в повседневной жизни? Повсюду. Дома это освещение, холодильник, телевизор, компьютер, микроволновая печь, фонарик, телефон. Все это работает от электричества. А есть еще забавное электричество. С помощью него выполняются фокусы, проводятся опыты, демонстрируются целые шоу. Откуда же берется электричество и как работает? Внимание на экран, посмотрим видеоролик, отвечающий на этот вопрос. (Демонстрация видеоролика.)Давайте попробуем его получить сейчас сами. Возьмем воздушный шарик и надуем его. А потом потрем о свои волосы. Желательно, чтобы волосы были длинные и чистые. Теперь поднесите шарик к бумаге. Что происходит? Правильно, бумага поднимается. А почему? Потому что на шарике появился ток – сила, которая начала притягивать бумагу. Вспомните, когда вы снимаете свитер через голову, проскакивают искорки и слышится треск. Вы ощущаете легкое покалывание. Это образовалось статическое электричество. Пустите из крана тоненькую струйку воды. Поднесите к ней наэлектризованный воздушный шарик. Струйка отклонится в сторону шарика! С хорошим куском оргстекла можно даже заставить воду течь мимо раковины. Еще один опыт. Вставьте в лимон медную монету и гвоздь. Если вы поднесете к этим контактам наушник, то услышите отчетливый треск. Что происходит? Этот шум вызван электрическим током. Лимон с монетой и гвоздем производит электрический ток так же, как батарея для электрического фонаря, но только этот ток очень слабый. Сок лимона вступает с металлами в химическую реакцию, в результате чего образуется электрический ток. Такой тип источников тока называется гальваническими элементами по имени итальянского анатома и физиолога Гальвани, впервые наблюдавшего это явление в подобном опыте в 1789 году.Скажите, а можно ли сделать лампочку из простого карандаша? Оказывается, можно. Посмотрим видеоролик, который нам подробно об этом расскажет. (Демонстрация видеоролика.)Соберите электрическую цепь, соединив лампочку из фонарика с батареей при помощи проводов и карандаша. Лампочка загорится. Что происходит? От отрицательного полюса батареи поток электронов протекает через провода к лампочке. Из-за сопротивления нити накаливания лампы электрическому току она нагревается и начинает светиться. Затем ток перетекает через графитовый стержень к положительному полюсу батареи. Графит является хорошим проводником тока.Давайте изготовим электротрусишку. Вылепим из пластилина голову с очень испуганной рожицей и насадим на авторучку (разумеется, закрытую). Ручку укрепим в подставке. Из станиолевой обертки от плавленого сырка, чая, шоколада сделаем трусишке шапочку и приклеим ее к пластилиновой голове. Волосы нарежем из папиросной бумаги полосками по 2-3 мм шириной и сантиметров по 10 длиной и приклеим к шапочке. Эти бумажные космы будут свисать в беспорядке.  А теперь хорошенько наэлектризуем шарик и поднесем к трусишке. Он страшно боится электричества; волосы на голове у него зашевелились, Коснись шариком станиолевой шапочки. Даже проведи шариком по участку станиоля. Ужас электротрусишки дойдет до предела: волосы его поднимутся дыбом!Источник электричества для следующих опытов – палочка из сургуча, эбонита, а лучше всего из плексигласа, натертая сухой шерстяной тряпкой. Кстати сказать, из прозрачного плексигласа (белого или окрашенного) часто делают линейки, угольники, портсигары, ручки. Все эти вещи хорошо подходят для наших опытов.Опыт первый. Поставьте яйцо в рюмку и уравновесьте на нем линейку. Поднесите к концу линейки натертую палочку. Линейка будет поворачиваться за палочкой, словно стрелка компаса!Опыт второй. Листок папиросной бумаги нарежьте полосками, только не до конца, а как гребенку, и оберните целой стороной вокруг авторучки. Получится как бы кисточка. Вставьте ручку другим концом в какую-нибудь подставку – кисточка обвиснет. Поднесите натертую палочку, полоски папиросной бумаги зашевелятся и потянутся к ней.Наэлектризовать можно даже мыльный пузырь. Выдуйте соломинкой или тонкой трубочкой мыльный пузырь. Как только вы к нему приблизите наэлектризованную расческу, он потянется к ней и даже оторвется от соломинки. Но, долетев до расчески, пузырь, конечно, тут же лопнет.А теперь представьте себе, что злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела разделить их. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?Вариант 1. Можно использовать воду. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. Приходим к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется.Вариант 2. Можно использовать мелкое сито. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. Этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита.Вариант 3. А вот статическое электричество, думаю, подойдет. Потереть карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикоснуться к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Аккуратно его ссыпаем в другую емкость. Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества.Благодаря следующему опыту вы научитесь создавать электромагнит в домашних условиях, используя бытовые приспособления. Для выполнения опыта понадобятся: большой железный гвоздь, длинная медная проволока  (30 см), батарейка, скрепки или другие мелкие магнитные объекты.1. Возьмите проволоку и с каждого конца отметьте по 10 см.2. Возьмите гвоздь, намотайте на него проволоку так.3. Один конец проволоки прикрепите к плюсу батарейки, а другой к минусу (см. рисунок).4. Вот и все, ваш электромагнит готов!5. Поднесите скрепки к концу гвоздика или другие магнитные объекты, гвоздик притянет их к себе.Батарея может быстро нагреваться, поэтому, как только вы провели опыт «Электромагнит», сразу же отсоедините провода от батарейки.Как это произошло? Большинство магнитов, например те, что находятся у вас на холодильнике, называют постоянными магнитами, так как они могут притягивать магнитные объекты в любое время и держать их сколько угодно. Магнит, который создали вы, называется электромагнитным. Он работает только на электричестве, а когда электричества нет, то он не притягивает магнитные объекты. Электричество, текущее через провод, организует молекулы в гвозде так, чтобы они были привлечены к определенным металлам.Волшебный компас (см. рисунок). Попробуем перемещать предметы, не касаясь их. Нам понадобятся: клей, квадратный кусочек дерева размером 2,5х2,5 см или деревянный кубик, швейная игла, ножницы, кусочек писчей бумаги, стеклянный (не пластиковый) стакан диаметром (длина линии, проведенной через центр окружности, образованной верхней кромкой стакана) не менее 5 см, шерстяной свитер.Теперь:1. Капните немного клея посередине кусочка дерева.2. Установите иголку ушком вниз в каплю клея под прямым углом (перпендикулярно) к поверхности деревяшки. Подержите ее в таком положении, пока клей не подсохнет настолько, что иголка сможет стоять сама, а потом оставьте до полного высыхания.3. Вырежьте из бумаги прямоугольник со сторонами 1,25х3,75 см.4. Сложите получившийся прямоугольник пополам вдоль. Разверните и сложите поперек. Снова разверните бумагу. Там, где линии сгиба пересекаются, будет центр прямоугольника.Начинаем научное волшебство!1. Объявите зрителям: «Я могу сделать специальный компас, который будет указывать не на север, а на меня».2. Поставьте на стол перед собой деревяшку с иголкой.3. Установите бумажный прямоугольник на иголку так, чтобы ее острие попало точно в место пересечения линий сгиба. Сообщите зрителям: «Стакан будет защищать мой компас от моего дыхания».4. Произнесите волшебные слова, призывающие бумажный компас повиноваться вашим командам. Потрите шерстяной вещью стенку стакана в месте, расположенном дальше всего от концов прямоугольника. Посмотрите, что получится.Тот же самый трюк можно выполнить другим, более эффектным способом. Возьмите монетку и установите ее ребром на кусочке пластилина. Сверху на ребро монеты аккуратно уложите тонкую спичку. Накройте сооружение стаканом или стеклянной банкой. Потрите стенку стакана шерстью, как описано выше, и наблюдайте за результатом.Результат: бумажная стрелка повернется и укажет то направление, где вы потерли о  стенку стакана шерстью.Этот фокус также основан на действии статического электричества. При трении шерстью о стенку стакана на нее переходят электроны с шерсти. В этом месте на стенке стакана скапливается отрицательный заряд. Он отталкивает отрицательно заряженные частицы, находящиеся в бумаге. Часть бумаги, ближайшая к стеклу, становится заряженной положительно. Положительно заряженная бумага притягивается отрицательно заряженной стенкой стакана и поворачивается к тому месту, где вы потерли стакан. А как получить много электричества, чтобы хватало энергии на целый поселок, город? Необходимо строить станции, вырабатывающие энергию, которая потом преобразуется в электрический ток. Есть станции гидро- (работающие за счет воды), тепло- (работающие за счет дизельного топлива, угля и другого сырья), атомные (работающие за счет расщепления атомов урана). Электричество здорово облегчает нам жизнь, но никогда не нужно забывать правила безопасности. Повторим их. Если мы не будем их соблюдать, то можем потерять свое здоровье, а то и лишиться жизни. В наше время в основном используют светодиоды. Это энергосберегающие лампочки, так называемые LED-лампы (светодиодные светильники). Светодиодное освещение использует практически каждый. Его можно использовать как для освещения какого-то определенного места в доме, так и огромной площади на улице, причем такие LED-лампочки служат намного дольше, чем обычные. Более того, это экономия энергии, ну и соответственно денежных средств.Разновидностей светодиодов очень много: это могут быть светодиодные фонарики или светящийся шнур (светодиодный дюралайт), их очень часто используют для украшения на какое-нибудь торжество, ими можно украшать даже деревья.Рассмотрим, какие бывают штучные светодиоды. Они бывают разных цветов, разного размера, разного строения, разного назначения и мощности. Чтобы их подключить, нужно очистить проводки (можно наждачной бумагой) и подключить к источнику питания, например, к батарейке. Только необходимо правильно соединить проводки. Свечение возникает в случае правильного соединения плюса с минусом батарейки. Давайте проверим опытным путем. Объясните, пожалуйста, что и почему происходит. (Участники родительского собрания пытаются объяснить.)Обратите внимание, что не все батарейки подходят для светодиодов. Необходимо выбирать мощность не менее 3 вольт. Иначе ничего не получится. С помощью светодиодов можно сделать самодельный фонарик. Посмотрите, пожалуйста, как он делается. Прикрепляем сначала один светодиод к батарейке. Он начинает светиться. Потом прикрепляем второй светодиод. Закрепить светодиоды на батарейке можно с помощью прищепки или канцелярского зажима. Чтобы лучше запомнить все, о чем мы сегодня говорили, сделаем электрифицированные открытки.Посмотрим на образец. Это открытка со светящимися частями – центром и верхними элементами. Свет можно сделать регулируемым, мигающим, но для этого необходимы специальные приспособления (платы, резисторы и др.). Мы сделаем простой вариант. Присоединим напрямую к батарейке наши светодиоды.Но сначала повторим правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. (См. иллюстрацию на стр. 8.)Образец дан в презентации. (См. презентацию.)План работы:1. Необходимо выбрать, какого цвета будет поделка. 2. Сложить квадрат, как в оригами.3. Сделать надрезы.4. Приклеить согласно образцу. Можно проявить свою фантазию и изменить оформление.5. Шилом сделать отверстия в тех местах, где будут светодиоды размером с лампочку.6. Очистить кончики проводков светодиодов от краски наждачной бумагой. 7. Просунуть светодиоды в отверстия на открытке. 8. С обратной стороны открытки проводки закрепить скотчем (лучше двухсторонним, так как он крепче держит), чтобы светодиоды не выезжали из отверстий.9. Теперь необходимо определить, как крепить батарейку. Проверим, соединяя провода, когда светодиоды начнут светиться. 10.  Прикрепляем батарейку нужной стороной на двусторонний скотч с обратной стороны открытки вместе с проводом.11.  Второй провод зажимаем пальцем, скрепкой, скотчем.12.  Смотрим, что получилось.Расскажите, у всех получилось? Молодцы! Все у нас получилось.А теперь посмотрите, какие еще поделки можно изготовить вместе с семьей. (См. презентацию.)Электричество стало неотъемлемой частью нашей жизни. Профессии, связанные с электричеством, – это электрик, монтер, мастер по ремонту теле- и радиоаппаратуры. Предложите еще варианты. (Участники родительского собрания высказываются.) Вот так можно интересно всем вместе проводить время. Родители, вы теперь не ломаете голову, как развеселить и увлечь свое чадо? Опыты и эксперименты в домашних условиях помогают ребенку познавать окружающий мир, становиться ближе с родителями, дети любят и ценят эти моменты. Уважаемые родители, детство пролетает быстро. Не успеете оглянуться, как вырастут ваши птенчики и разлетятся. А вот какой багаж знаний и жизненного опыта они с собой возьмут, зависит только от вас.А теперь скажите, вам понравилось наше собрание?Отобразите, пожалуйста, свое настроение на вашей открытке. Включите светодиоды:- горят, если понравилось; – мигают, если возникли вопросы;- не горят, если не понравилось.Всем большое спасибо за работу!Источники информации1. http://www.diagram.com.ua/2. http://eksperimentiki.ru/3. http://dohcolonoc.ru/4. http://www.lmagic.info/5. Мастер-класс Т.Е.Галатоновой.6. gifart.by.ru/animation/people/page1.shtml 7. Под редакцией Э.М.Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Книга 1. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.8. Видео с YouTube.9. Видео программы «Галилео».10. http://allforchildren.ru/Прим. ред. Презентация к сценарию опубликована на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/metod_article/1127​Татьяна ЖЕЛЕЗЦОВА, методист, педагог дополнительного образования Кулебакского центра детского технического творчества, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте