search
main
0

Как вернуть дошкольное детство

​«Школьные годы чудесные…», «Учительница первая моя…» – эти слова – о школьном периоде человеческой жизни, а где же поэтические слова воспоминаний о дошкольном детстве, воспоминания о пребывании в детском саду? Большинство детских воспоминаний – о слезах при расставании с мамой, переживаниях и ожиданиях. Остальные воспоминания – от рождения и до школы – прячутся глубоко в складках памяти и появляются очень редко, при условии что этот отрезок жизни человека был ярким. Как же сделать дошкольное детство незабываемым? Как сделать воспоминания о детстве неизгладимыми? Нужен взрыв эмоций, радости, нужны яркие впечатления, нужен праздник!

В нашей современной жизни, к сожалению, почти не осталось места празднику, веселому настроению. Может быть, случилось это оттого, что забыли мы корни свои да обычаи? Забылось как-то, что вся жизнь человека проходила по строго выверенному народному календарю, чередующему работу с праздником, где можно было услышать песню залихватскую, увидеть танец искрометный, услышать речь распевную, мудрое, не в бровь, а в глаз сказанное словцо. Начинаться праздник должен с детства. Нужны детские сады, куда пришел бы народный праздник. Эти детские сады необычные, в них красной нитью через всю работу проходит знакомство с традиционной русской культурой, а воспитание и образование строятся на основе углубленного знакомства детей с устным и музыкальным фольклором, искусством и культурой Руси наряду с основной программой дошкольного воспитания. Жизнь детей в нашем детском саду с этнокультурным (русским) компонентом образования №2096 увлекательна и интересна и действительно похожа на праздник, на сказку. Занятия в эмоционально приподнятой обстановке проходят с русской народной сказкой, частушкой, пословицами да приговорками, дразнилками, народными играми, с песней и пляской. Помимо основных есть и необычные занятия: этнография, народоведение, красноречие, фольклорная хореография. Для более углубленной и целенаправленной работы открыт музей русского быта «Горенка», воссоздавший русский дух и быт. В музее по крупице собираются подлинные предметы народного быта и народной культуры с русской печкой, чугунками и ухватами, ступой да сундуком, самоваром старинным да туесками берестяными. На самом почетном месте – настоящие прапрапрабабушкины народные костюмы, привезенные из Смоленской, Рязанской, Костромской, Курской губерний, – рубахи женские и мужские, сарафаны, поневы да головные уборы. Да много еще интересного, познавательного. Любят дети приходить к доброй хозяюшке в «избу». Учит она, как хозяйство вести: вяжут дети сами луковые косы, нанизывают бусы рябиновые, заготавливают на зиму припасы, обереги мастерят, вышивают, вяжут, плетут да слушают рассказы хозяюшки о жизни русского народа. А за трудолюбие и умение слушать угощает она детей в своей светлой горенке чаем с пирогами, знакомит с секретами русской кухни. На занятиях по народоведению и красноречию дети отправляются с помощью волшебного колеса – чудо-прялки – в путешествие по Древней Руси, знакомятся с народным календарем, обрядами, праздниками да традициями русского народа, с тайнами и секретами русских мастеров, с народными русскими ремеслами на костюмированных праздниках-ярмарках, а потом становятся и сами мастерами Дымки, Городца, Гжели да Хохломы в мастерской-музее народного творчества. Праздник эмоций, ярких красок, сказки и фантазии продолжают русская пляска, народная игра, игра на народных инструментах, частушка развеселая на занятиях по музыкальному фольклору и календарно-обрядовых праздниках, во время которых дети наряжаются в удивительные яркие народные костюмы, которые с любовью шьют родители и сотрудники детского сада по подлинным народным образцам. На обрядовые праздники и ярмарки ремесел приходят наши родители, да не только как гости, но и как полноправные участники, нарядившись в народные костюмы. Вот такое дошкольное детство трудно забыть. Многим нашим выпускникам хочется продолжать жить в атмосфере народного праздника, так как программа приобщения к народной культуре раскрывает в детях необыкновенные таланты. Есть в Зеленограде удивительный уголок – Школа искусств имени С.Дягилева. Повезло тем счастливчикам, кто попал в эту школу! Получив азы в детском саду, они продолжают знакомство с удивительным миром русской культуры, и еще глубже раскрываются их таланты. Тесная связь коллективов двух учреждений, влюбленных в свою работу и народную культуру, нацелена на то, чтобы не оборвалась ниточка, связывающая прошлое с настоящим… Наши выпускники, а ныне участники фольклорного ансамбля «Околица» Школы искусств – частые гости народных праздников в детском саду, посиделок, открытых фольклорных мероприятий, выступлений. Например, Ярослав Никитин – постоянный аккомпаниатор на гармошке, участник фестиваля музеев. Анна Потапова – участница праздников, запевала, наставник. Сестрички Морозовы активно принимают участие в различных мероприятиях – выпекают жаворонков к обрядовому празднику «Сороки», расписывают писанки. Многие наши выпускницы приходят помогать педагогам. Традиционными стали экскурсии и мастер-классы по декоративно-прикладному искусству и рукоделию для наших выпускников-школьников по договоренности со школами. Самое важное достижение долгой работы коллектива детского сада – возвращение наших бывших воспитанников в детский сад уже со своими детьми. Мы получили поколение родителей, воспитанных на народных традициях, которые помнят праздник детства – встречу с народной культурой, готовы вместе с детьми участвовать в возрождении народных обрядов, праздников, традиций. Молодые родители с удовольствием наряжаются в народные костюмы, поют, танцуют, в семейном клубе «Горенка» вспоминают пройденное в детстве. Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму-разуму учат да сердцем награждают. Пример родителей – лучшая школа для детей, извечная педагогическая истина. «Какова матка, таковы и детки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которую накопил народ за многовековую историю. Поэтому родители – бывшие наши воспитанники – незаменимые помощники в воспитании в наших детях любви к русской истории, культуре и искусству. Потому что только воспитание национальной гордости и сознания в маленьких детях – нашем будущем – поможет восстановить дух и силу народа и страны в целом. И вернется в нашу жизнь праздник! Наталья ЕСАУЛОВА, старший воспитатель по этнопедагогике детского сада №2096

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте