search
main
0

Как ведут себя орангутаны?

Чему нас научило взаимодействие с Московским зоопарком

Московский зоопарк – удивительное место. Можно бесконечно гулять по его извилистым дорожкам и за каждым поворотом встречать необыкновенных зверей. Вот роскошные волки бегают на открытом воздухе, а там мишки-панды кувыркаются в свежем снегу, а чуть подальше сидит на любимом бревне угрюмый манул и ходит самая редкая кошка на Земле – дальневосточный леопард.

Но не только прогулками среди дикой природы славен зоопарк на Красной Пресне. Столичные школьники имеют чудесную возможность делать здесь первые шаги в науке, наблюдать за животными, писать пусть небольшие, но свои самостоятельные исследовательские работы.

Наша школа заключила с Московским зоопарком соглашение о сотрудничестве, в рамках которого мы имеем широкие возможности для взаимодействия. Начали с малого: узнали, что зоопарку требуются дубовые листья, ольховые шишки и большие коряги, и отправились собирать все эти дары природы в расположенный на территории нашего Восточного округа Измайловский лесопарк. Попутно ребята выяснили, какие именно животные и для чего используют такие материалы, и сделали доклад на уроке биологии. Так возникла идея присоединиться к проектной деятельности, которую предлагает зоопарк.

Раздел зоологии в школьной программе неизменно встречает у детей огромный интерес. Единственное, чего ему не хватает, – это живых животных. И даже огромная лазерная панель, на экране которой можно увидеть каждое перышко попугая и каждую чешуйку игуаны, не дает ощущения причастности. Жираф из миллионов пикселей и настоящий жираф в двух метрах от тебя – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

И вот уже пятиклассники гурьбой бегут от вольера к вольеру, выясняя, сколько пальчиков у птицы и чем лапа лебедя отличается от лапы пеликана. Семиклассники выявляют варианты маскирующей окраски у хищников и травоядных, а девятиклассники, изучая внешний вид бактриана и гуанако, пытаются разобраться в эволюции верблюдовых.

Все это темы исследовательских работ, которые можно выполнить в Московском зоопарке, используя его обширную – более 1000 видов! – коллекцию животных. Однако самые интересные для школьников работы посвящены этологическим наблюдениям, иными словами, изучению поведения животных. Здесь мы усмотрели возможности для реализации предпрофильного образования в нашем медицинском классе. Будущих студентов-медиков необходимо еще со школьной скамьи ознакомить с настоящей научной работой, с теми качествами, которые необходимы ученому: тщательностью, терпением, умением задавать вопросы, самостоятельностью мышления, вниманием к мелочам.

Нам очень понравилось, что сотрудники зоопарка, сопровождающие проекты учеников нашего медицинского класса, подробно рассказывают, что такое метод в науке, учат использовать различные методы для разных целей. По отзывам ребят, они уже знают, чем метод временных срезов отличается от метода сплошного протоколирования, как выбрать наиболее подходящий для конкретного исследования.

Что еще мы оценили в возможностях, предлагаемых зоопарком, так это выбор. Сначала для школьников, желающих сделать исследовательскую работу в зоо­парке, проводится экскурсия. Но эта экскурсия необычная – здесь не столько рассказывают, сколько задают вопросы: «Посмотрите, у фламинго есть перепонки на лапах, но эти птицы не очень любят плавать, так зачем им перепонки?» Предлагают подумать, почему пингвины намного охотнее селятся вдоль западного побережья Южной Америки, нежели вдоль восточного. И ребенок загорается, он начинает строить предположения, соображать, предлагать гипотезы. Что это? Это начало научной мысли. После завершения экскурсии ребята едут домой и по дороге спорят, обсуждают, делятся впечатлениями. И каждый выбирает себе вопрос по вкусу. Иными словами – тему исследовательской работы.

Сейчас у нас активно идет работа по изучению поведения борнейских орангутанов. Ученики нашего медицинского класса наблюдают кормодобывательное, игровое, социальное, комфортное поведение животных, учатся фиксировать и обрабатывать данные, строить этограммы и социограммы. И как они сами говорят: «Если бы мы просто постояли у вольера три минуты, как обычные посетители, мы не увидели бы всего того многообразия отношений внутри группы приматов, какое можно заметить при длительном систематическом наблюдении».

Еще одна интересная форма взаимодействия школы с зоопарком – это лекции ученых-зоологов, которые рассказывают о своих научных изысканиях, планах и путешествиях. Платные лекции в зоопарке читают по субботам, наши ребята посетили одну из них и остались в совершенном восторге. Читал ее Станислав Дробышевский – отечественный антрополог и популяризатор науки, который в доступной форме объясняет любые аспекты эволюции приматов и, в частности, человека.

Спасибо генеральному директору Московского зоопарка Светлане Владимировне Акуловой за те возможности, которые вверенный ей зоопарк предоставляет столичным школам! Погружение в природу, уроки с животными, прекрасные исследовательские работы – все это позволяет поднять биологическое образование в школе на качественно новый уровень.

Андрей КОЗЛОВ, учитель биологии, социальный педагог школы №1748 «Вертикаль»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте