«Учитель открывает дверь. Входишь ты сам» – гласит китайская пословица. А входишь ли?
Мы привыкли слышать фразы о том, что педагог открывает ребенку дверь в удивительный мир знаний. Что это за дверь? Как она выглядит? Думается мне, что дверь в мир русского языка легкая, светлая, как чистый тетрадный лист. Кладешь свою руку на изящную серебристую ручку, а дверь распахивается, словно открываешь ее не ты, а порыв ветра, несущего тебя в океан орфографических и пунктуационных правил. Толстая дубовая дверь в мир литературы открывается с тихим скрипом, будто дверь таинственной избушки Бабы-яги или дверца шкафа, ведущего в манящую Нарнию. Ты берешься за холодную чугунную ручку, украшенную узорами, отворяешь дверь, а в комнате за ней разливается теплый свет, точно он исходит от зажженной лучины уютным зимним вечером. Пахнет растопленным камином и еще не тронутыми страницами старых книг. Быть может, за порогом двери в мир физики отсутствует гравитация, а из-под дверной щели мира химии медленными клубами выходит разноцветный дым. У каждого учителя-предметника эта дверь своя, особенная. И приглашает он ученика не в отдельный мир, а в часть своего мира, науки, которой он увлечен. И всегда хочется, чтобы этот визит был не официальным, строгим, а сердечным, как вечер в гостях у друга.
Но неужели ключом от этой двери обладает только школьный учитель? Возможно, раньше так и было, но времена изменились. Дубликаты этих ключей есть у многих. Более того, двери давно не заперты, а открыты настежь. Над ними висят зазывающие неоновые таблички в стиле «Все правила школьной программы за два месяца», «Все произведения школьной программы в кратком пересказе». Так почему же ученик не заходит? Как герой притчи Франца Кафки, стоит он перед открытыми дверьми, поглядывает внутрь и ощущает невидимое препятствие, не позволяющее сделать хотя бы один шаг вперед.
Стало быть, мало просто открыть дверь. Нужно взять ребенка за руку и уверенно сделать первый шаг вместе. А может быть, и второй, и третий, если потребуется, пока школьник, как малыш, учащийся ходить, не отпустит ниточки, за которые держит его взрослый. Следовательно, учитель больше не швейцар. Не обижайтесь, дорогие коллеги, на это прозвище. Но нам действительно уже нечего открывать. В мир знаний вход давно свободен. Значит ли это, что профессия учителя исчерпала себя? Конечно, нет.
Современные дети довольно практичны. Порой все объяснения учителя у доски разбиваются о детское «А как мне это пригодится в жизни?». Иногда даже самый опытный педагог не сразу найдет слова, для того чтобы тут же показать эту взаимосвязь. Раз сегодняшним подросткам так важно найти применение полученным знаниям на практике, почему бы нам, педагогам, не открыть им двери в мир осознания? Осознания важности, ценности и практикоориентированности образования. Детям необходимо понять, что каждый урок, проведенный за партой, – это не 45 минут тестов и опросов, это фундамент для будущей взрослой жизни. Мы должны показать, что знание суффиксов, причастий однажды поможет успешно сдать экзамен на получение водительских прав, а понимание работы силы трения – выбрать подходящие лыжи для активного зимнего отдыха. Без знания химии не получится испечь пышный пирог, а если не научиться считать проценты, то кредиты в банке лучше не брать.
Педагогам следует открывать двери следующего уровня – уровня умений, чтобы ученик мог применять полученные знания в условиях реальной повседневной жизни. Над этой дверью не горят яркие вывески, она как бы потайная, незаметная. Но незаметная до тех пор, пока ребенок, блуждая в главной комнате, не толкнет ее спиной и не окажется в другом помещении, так скажем, в коморке, что за актовым залом. И эта комната непременно будет самой светлой, потому что здесь юный ум нашего ученика поймет: «Вот зачем я учил это в школе».
Если каждый учитель, начиная в классе новую тему, будет приводить реальные примеры того, как эти знания пригодятся в жизни, то эта дверь больше не будет потайной, она всегда будет открытой, а оттуда будет литься ослепительный свет, который станет маяком для современного школьника. Хочется верить, что эту дверь дети будут открывать так часто, что впоследствии придется снять ее с петель за ненадобностью, потому что каждый будет знать, что очередные 45 минут за партой он проводит не просто так.
Анастасия ТОПОРОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1748 «Вертикаль», призер конкурса «Старт в педагогику»-2022
Комментарии