search
main
0

Как важно быть взрослым

Особенно когда младшие нуждаются в твоем совете

За последнее время в столичном образовании произошли кардинальные изменения. Не могли эти перемены не затронуть и классных руководителей. Если ранее основными функциями классных руководителей были взаимодействие с родителями в случае, если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью или поведением, организация культурно-массовых мероприятий, то сейчас спектр обязанностей гораздо шире.

Согласно городскому проекту «Классный руководитель – руководитель класса» роль педагога заключается в формировании его «как надежного помощника семьи, полноценного члена управленческой команды школы, наставника и воспитателя обучающихся класса, навигатора возможностей школы и города, интегратора педагогического влияния на ученика, мотиватора и медиатора». И если мы рассматриваем классного руководителя как помощника семьи, то для нее нет ничего более важного в старших классах, чем выбор направления обучения в вузе и профессиональная ориентация ученика. Как показывает практика, для огромной доли граждан выбор профессии является большой проблемой. Согласно социологическим опросам от 40 до 50% граждан работают не по профессии. Также я провел небольшой опрос среди выпускников этого года. Моей целью было выяснить, что для ребят является первичным – выбор предметов для сдачи ЕГЭ, а затем выбор профессии на их основе, или наоборот. Выборка составила 120 человек. В итоге выяснилось, что 58% ребят сначала определяются с профессией, 42% определяются, какие предметы будут сдавать в формате ЕГЭ, и потом с помощью навигатора поступления выбирают профессию. Второй подход мне представляется ошибочным. Выбирая направление подготовки в вузе, многие ребята слабо представляют, чем занимаются представители той или иной специальности, какая конкуренция на данном рынке труда, востребована ли профессия, какими не только профессиональными компетенциями, но и личностными качествами должен обладать представитель данной профессии. Нередко основным фактором, влияющим на выбор профессии, становится ее престижность. Действительно, ребятам в 17-18 лет довольно тяжело определиться с профессией. Еще не хватает социального опыта, знаний о рынке труда. Человек еще не познал сам себя. Считаю, что в такой ситуации актуальна будет помощь со стороны школы и конкретно классного руководителя. Помощь классного руководителя можно разделить на три основных направления.
Первое направление – мотивация ребят и их родителей к участию в городских проектах, направленных на профессиональное ориентирование. Проект «Профессиональное обучения без границ» предполагает освоение основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета города Москвы в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. В результате освоения программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в московских колледжах школьники сдают квалификационный экзамен и получают свидетельство о профессии с присвоением квалификации. Проект «Субботы московского школьника» позволяет посещать мастер-классы и лекции ведущих профессоров вузов в рамках «Университетских суббот», посещать квесты, тренинги, мастер-классы в колледжах, на предприятиях, на других городских площадках в рамках профессиональных сред и мультидисциплинарных «Суббот московского школьника». Таким образом, классный руководитель выступает проводником между семьей и городской средой, которая предоставляет сейчас огромные возможности, способствующие профессиональной ориентации учащихся. Поэтому современный классный руководитель должен хорошо владеть информацией о данных городских проектах, мотивировать ребят к участию в них, получать обратную связь от ребят.
Второе направление заключается в организации классным руководителем встреч ребят с представителями разных профессий. Многие учителя не осознают, каким значительным социальным капиталом они обладают: бывшие выпускники и их родители, родители нынешних учащихся, друзья и знакомые, которые, как показывает практика, готовы с удовольствием прийти в школу и подробно рассказать о своей профессиональной деятельности.
Третье направление – проведение в течение всего учебного года индивидуальных развивающих бесед с ребятами. Главное отличие развивающих бесед от тех, которые классные руководители проводили ранее, заключается в том, что главным ее итогом являются определение индивидуальных точек роста каждого учащегося класса, постановка целей на будущее и выработка инструментов, которые позволят эти цели достичь. Особенно важны развивающие беседы, посвященные профессиональной ориентации, в 10-11‑х классах. В ходе подобной развивающей беседы классный руководитель может помочь ученику познать себя, определить склонность к тем или иным наукам, выявить некоторые особенности психологии, которые могут оказывать влияние на успешность личности в той или иной профессиональной сфере. Желательно на такие развивающие беседы приглашать не только ребят, но и их родителей. Как показывает практика, нередко в ходе развивающих бесед выясняется, что у родителей и детей совершенно разные взгляды на профессиональные перспективы ребят. Например, в ходе одной такой развивающей беседы выяснилось, что ученица 11‑го класса мечтала поступить на факультет журналистики и тайком от родителей посещала дополнительные занятия по литературе. В свою очередь родители видели в ней продолжателя династии физиков, так как оба окончили ­МИФИ и работают по специальности. К концу развивающей беседы классному руководителю, ученице и ее родителям удалось достичь компромисса. Согласно ему девочка не отказывалась от возможности поступить на факультет физики, но родители признали за ней право посещения дополнительных занятий по литературе и готовы были рассмотреть возможность поступления на факультет журналистики. До подобной беседы родители категорически отвергали такую возможность. Результатом другой развивающей беседы, где ученик и родители никак не могли определиться с траекторией поступления, стала рекомендация классного руководителя обратиться в психолого-педагогическую службу комплекса с целью прохождения профориентационного тестирования, которое позволило бы выявить склонность ученика к тем или иным профессиям. Еще можно порекомендовать пройти профориентационное тестирование на портале profilum.ru.
Таким образом, современный классный руководитель в старшей школе должен являться специалистом, который хорошо ориентируется в городских проектах, направленных на профессиональное самоопределение, хорошо знает особенности современного рынка труда, обладает необходимыми психолого-педагогическими компетенциями для проведения развивающих бесед.

Игорь ПИМЕНОВ,
учитель истории и обществознания
школы №2116

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте