Молодой успешный IT-предприниматель Денис Титов вдруг бросает все и отправляется из Москвы наших дней под Архангельск, в местечко со странным названием Топи, где расположен монастырь с чудодейственными свойствами. У него четыре попутчика – парень примерно его возраста и три девушки, все они приглашены им в путешествие через соцсеть. Лучше бы, конечно, он никого не звал да и сам сидел дома…
В онлайн-кинотеатре «КиноПоискHD» – одна из самых ожидаемых новинок года, мистический сериал «Топи», снятый режиссером Владимиром Мирзоевым по сценарию Дмитрия Глуховского.
Драматургически все выстроено безупречно: у каждого героя есть причина отправиться в глушь, что подальше прославленного классиком Саратова. Денис, основатель социальной сети TrueTalk (Иван Янковский), во-первых, утомлен противостоянием со службами безопасности, которые склоняют его к сотрудничеству: дело в том, что его изобретение помогает распознать, говорит человек правду или, напротив, лжет. Спецслужбам еще один полиграф не повредит. Титов принципиально отказывается, понимая: последствия не заставят себя ждать. Есть и другая причина, о которой он не говорит новым знакомым так долго, как только может, хотя, конечно, в этих обстоятельствах она довольно быстро открывается.
Журналист Макс, бывший сотрудник московского интернет-издания Моська.ru (Тихон Жизневский, блеснувший в недавно вышедшем фильме-катастрофе «Огонь» Алексея Нужного), хочет собрать фактуру для сенсационного материала. Сначала у него такая задумка – сделать статью о самом Титове, познакомившись с ним поближе (Денис после конфликта с силовиками в либеральных, и не только, кругах фигура героическая), однако на месте жизнь подбрасывает ему более крутые темы.
Менеджера по продажам в бьюти-индустрии Катю (Екатерина Шпица) в дорогу позвало девичье горе: буквально накануне свадьбы ее жених разорвал помолвку, путано объясняя свое решение неготовностью к такому серьезному шагу, как семейная жизнь. Девушка, слушая его объяснения, пытается шутить, однако ей на самом деле не до смеха, ей недавно исполнилось 30, и она жутко боится старости, физического увядания. Поездка позволит развеяться, к тому же приглашает молодой симпатичный мужчина, берущий все расходы на себя… Почему бы нет? Примерно таков ход мыслей героини.
У Эли (Софья Володчинская) ситуация куда сложнее: ее, московскую чеченку, родители хотят выдать замуж за нелюбимого. Будущий муж выслеживает ее, когда она тайно встречается с любовником. Драка, крики, выстрелы… У Эли только один выход – бежать и затаиться где-нибудь хотя бы на время.
И, наконец, Соня (Анастасия Крылова), девушка, пленяющая всех холодноватой славянской красотой, бежит из Москвы то ли от себя, то ли от горя, то ли от авторитарного отца-бизнесмена, а скорее от всего вместе. У нее на днях погибла в аварии любимая сестра Лиза (Марина Васильева), и теперь мысль о Боге, которому отец призывает молиться, вызывает у нее массу отрицательных эмоций. Соня и сама не знает, для чего она при таком раскладе едет в святые места, возможно, для того чтобы вновь обрести веру.
Сошедших на безлюдной станции москвичей встречает странный таксист – неопрятный, демонстрирующий в ухмылке гнилые зубы (Максим Суханов своего рода талисман режиссера). По дороге к монастырю он становится еще более неприятен компании из-за бесцеремонных, а порой и откровенно сальных реплик, но вскоре странным образом исчезает, так что ребята остаются даже без такого сомнительного проводника в чужом и все более пугающем мире.
Все вокруг странно. Нет отеля, который Денису обещала по телефону девушка-администратор. Храм поражает своим заброшенным видом. Надо бы ехать назад, но в бензобаке машины, оставленной перевозчиком, топливо плещется на донышке. Хорошо, что баба Нюра (Татьяна Владимирова), жительница стоящей на отшибе маленького поселения избы, за небольшие деньги пускает переночевать и даже накрывает стол.
В первую же ночь пропадает одна из девушек. Обеспокоенные спутники ищут ее, но тщетно. В этой части происходит перемена градусов симпатии, потому что Денис, поначалу воспринимаемый как доблестный человек, проявляет малодушие, а Макс, вроде бы продажная душонка и ловелас, демонстрирует качества настоящего мужчины. Что ждет нас дальше в этом плане, какова будет трансформация героев? Как говорится, поживем – увидим, а пока атмосфера иррациональной мистики нагнетается, зрителю предлагается то одна, то другая зацепка, и он волен проводить свое расследование (надо сказать, интереснейшее занятие, которое у кого-то будет вознаграждено фактом «Угадал!»).
Что примечательно: в уже выложенных сериях герои мало того что не приближаются к своим искомым сокровищам, они находят нечто абсолютно противоположное. Например, Катя при всей своей красоте и сексуальности не пленяет ни одного из двух нравящихся ей мужчин и, кажется, становится жертвой магии (какой именно, надо видеть, любопытный поворот). Выбраться из этого хтонического, по определению автора сценария, пространства невозможно. «Мы как в стеклянном пузыре», – поясняет москвичам один из местных, бывший заключенный.
Дмитрий Глуховский в интервью, опубликованном на КиноПоискHD, рассказывал, что изначально хотел сотрудничать именно с этим режиссером, поскольку видел несколько его спектаклей и опять же экранизацию драмы Александра Пушкина. Мирзоеву сценарий понравился, работать над проектом они решили вместе.
– В итоге ходили с этим проектом лет пять, предлагали разным каналам. Я обычно стараюсь не слишком сильно вмешиваться в чужой творческий процесс. Деревня в «Топях» получилась, как мне кажется, более сказочной, чем я задумывал, но Мирзоев имеет на это полное право, – подчеркивает писатель и сценарист.
Резюмируя в части «смотреть или нет», отмечу: это интересно, интрига нарастает. Я надеюсь быть в чем-то ловко проведенной, а где-то правой в своих догадках и, главное, не быть разочарованной спешной, небрежной развязкой. Полагаю, что надежды мои оправдаются.
Комментарии