Наконец-то тронулся лед в вопросах подготовки шахматных педагогов для общеобразовательных школ. Зимой Московский институт открытого образования впервые на базе столичной средней школы №1270 организовал 72-часовые курсы повышения квалификации для учителей шахмат.
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4, 8, 17 за 2007 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
А совсем недавно в Ханты-Мансийске прошли курсы по внедрению шахматного образования в начальные школы Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). Цель курсов – подготовить экспертов для продвижения в школы муниципальных образований округа специализированного программного комплекса «Шахматное образование», созданного с помощью компьютерных технологий на основе программы «Шахматы – школе».
Для курсов ХМАО я дополнительно разработал программу повышения квалификации преподавательского состава «Урок шахмат с использованием компьютерных технологий, 1-й год обучения» и подготовил лекционный материал.
В «Интернет-центре шахматного мастерства» Югры (директор Галина КОВАЛЕВА) из двадцати уголков автономного округа собрались педагоги, для которых международный мастер Владимир БАРСКИЙ провел теоретические и практические занятия.
Курсы удались. Вот первые отзывы.
Людмила ЧЕРНОВА (г. Урай): «Директор вызвал и сказал, что надо развивать в городе шахматы. Согласилась без раздумий. Шахматы люблю, играю вечерами дома».
Ольга ВОВК (г. Когалым): «Очень хочу за эти курсы многому научиться. Пока в шахматы играю только дома с сыном».
Анна ГРЕЧАНИНА (г. Сургут): «Очень ждала такие курсы. Надеюсь, что получу знания в области шахмат с применением новых компьютерных технологий и, конечно же, сертификат о прохождении курсов».
Михаил НИКОЛАЕВ (г. Нижневартовск): «Данные курсы – первый и уверенный шаг к успеху».
Андрей ДОРОШЕНКО (г. Ханты-Мансийск): «Все получилось как в сказке».
Начало положено!
Пятнадцатый и шестнадцатый уроки – практические. Ученики должны поиграть друг с другом и с учителем в различные дидактические игры, где сначала по доске передвигаются только кони, а затем кони единоборствуют с ладьями, слонами и ферзями.
Наглядный материал на учительском столе:
1) кукольный Веселый Горизонталик, который надевается на руку;
2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски;
3) горизонтали, диагонали, центр;
4) белый и черный кони.
На партах перед каждым учеником – шахматная доска, около нее стоят белый и черный кони, остальные фигуры в коробке. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.
Урок 15. Конные маневры
В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой белые фигуры: ладью, слона, коня, пешку, ферзя, короля. Ребята вспоминают ход ладьи, слона, ферзя, коня, взятие этими фигурами. Затем дети показывают те дорожки шахматной доски, по которым передвигаются ладьи, слоны, ферзи. Изогнув ладонь в виде буквы «Г», ребята демонстрируют прыжок коня. Педагог вызывает к учительскому столу ученика и просит его пройти по классу причудливым ходом коня.
Напомните ребятам, что всего на шахматной доске четыре коня: два белых и два черных. В начальной позиции кони расположены между ладьями и слонами. Конь, как и слон, легкая фигура. А ладья и ферзь – тяжелые фигуры.
Потом учитель по очереди подходит к каждому ученику и просит его сделать конем подряд три хода.
Для неспособных учеников припасите шаблон хода коня и прикладывайте его к шахматным доскам. Крестиками показаны все поля, на которые может пойти конь.
На этом занятии педагог дает ученикам некоторые из следующих заданий: «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых».
Решать головоломки с конями сложнее, чем с другими фигурами, поэтому на демонстрационной доске лучше расставлять положения с небольшим числом фигур.
Пример задания «Один в поле воин» мы рассмотрели на предыдущем уроке. А вот четыре задачи на «Кратчайший путь». Как белому коню побыстрее добраться до контрольного поля (К)?
В трех первых случаях конь доскачет до нужного поля за два хода, а в самом трудном, последнем, – за три. В четвертом примере ребята почти всегда делают первый ход конем в сторону контрольного поля. А на самом деле первый прыжок конь должен совершить в сторону от него! Только это позволит достичь контрольного поля за три хода. Подобные задания, которыми так богаты шахматы, хорошо тренируют нестандартность мышления, критичность мысли, они полны энергетики и эстетичны.
В связи с ограниченными возможностями газетной публикации здесь и в последующих уроках я не буду приводить образцы всех заданий. Можете взять их в моих книгах или придумать самостоятельно. Но даже тех заданий и игр, которые я привожу в «УГ», достаточно для проведения 45-минутного урока.
Затем дети играют друг с другом. Соседи по парте сражаются конем против коня в «Игре на уничтожение». В этой игре есть важная тонкость. Если белый и черный кони стоят на полях разного цвета, то ученик, который начинает игру, никогда не проиграет (разумеется, при условии, что оба партнера выполняют свои ходы по правилам), а в случае ошибки противника может выиграть. Если игроки точны и внимательны, поединок должен завершиться вничью.
В заключительной части урока ребята играют с кукольным Веселым Горизонталиком на фрагменте три на три поля. Лучше расставьте такие положения, где белый конь за один ход бьет неприятельского, и урок завершится на мажорной ноте. Игра на данном фрагменте с разным количеством коней имеет свои закономерности и особенности. Если белые начинают, и оба партнера играют без ошибок:
единоборство «конь против коня» завершится вничью (если вражеского коня нельзя побить первым же ходом);
два белых коня всегда одолеют одного черного (если только один из коней не стоит на центральном поле);
существуют положения, где белые проигрывают, играя двумя конями против двух.
Все это легко проверить на практике.
Урок 16. Конь против ладьи, слона и ферзя
После повторения пройденного материала ученики решают дидактические задания и разыгрывают с педагогом (или друг с другом) на выбор уже известные вам учебные положения дидактических игр «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
Примеры подобных заданий для других фигур я уже приводил. А вот новое перспективное задание – «Волшебное поле».
Буквой «В» обозначено волшебное поле, на котором будут находиться поочередно белый ферзь, ладья, слон, конь. Они должны сделать такой ход, чтобы при любом отскоке черного коня побить его. У ферзя есть три такие возможности, а остальные белые фигуры для победы должны сделать единственно верный ход.
После решения дидактических заданий дети могут попрактиковаться в дидактических играх. Сначала соседи по парте сразятся друг с другом на 64-клеточной доске поочередно конем против слона, ладьи и ферзя в «Игре на уничтожение».
При точной игре конь сыграет вничью и со слоном, и с ладьей. Для этого конь должен держаться поближе к центру, так как на крайних линиях он может угодить в капкан (как в задании «Волшебное поле»).
Только ферзь всегда одолеет коня, но понять, как выиграть, способны лишь одаренные дети.
Для взрослых алгоритм выигрыша здесь прост – ферзь приближается к коню и за несколько ходов оттесняет его на крайнюю линию или соседнюю с ней, где у коня отбираются все удовлетворительные ответы. Лучше всего нападать ферзем на коня с соседних с ним клеток по горизонтали или вертикали. Очень хороши ходы ферзем на поля, отстоящие от коня на два поля по диагонали или три поля по горизонтали и вертикали.
Детям поиск решения дается гораздо сложнее. Объясните им, что каждым ходом ферзь должен нападать на черного коня, помимо всего прочего, в этом случае есть гарантия, что ученик не «зевнет» ферзя.
Более проста и доступна детям игра на фрагментах. Здесь не только ферзь, но и ладья ловит коня на всех фрагментах от «два на три» до «четыре на четыре» поля. А вот слон с конем обычно расходятся мирно. Но, скажем, на фрагменте «три на четыре» поля есть положения, где слон одолевает коня и где конь оказывается сильнее слона.
Наиболее интересно единоборство слона с конем на фрагменте «три на три» поля. Если слону недоступно центральное поле – ничья. Если же доступно, как в следующем положении, то победа гарантирована.
Нужно только не спешить с нападением слоном на коня, а сначала сделать выжидательный ход в противоположный угол. Ученики же обычно стараются сразу же напасть, и поединок затягивается.
А вот фантастическое положение, которым так богаты шахматы, где ладья берет верх над превосходящими силами противника.
Здесь при ходе черных черные легко добились бы победы, сыграв слоном. Но белые передвигают свою ладью в соседний угол по горизонтали, вынуждая одного из черных коней отнять последнее поле отступления у собственного слона. На это ладья атакует слона, и все черные фигуры одна за другой проигрываются.
В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ
С Олей (4 года 9 мес.) играем белым конем против черного. Оля безошибочно бьет моего коня, когда представляется такая возможность, но сама подчас ставит своего скакуна под удар. Матч на 64-клеточной доске завершился со счетом 5:4 в пользу Оли. «Белый конь шустрый, он и выиграл», – констатировала Оля.
Из воспоминаний выдающейся венгерской шахматистки Юдит Полгар: «Все началось с коня. Наблюдая за поединками Жужи (старшей сестры) с отцом, я была прямо-таки заворожена необычными передвижениями этой фигуры на доске. Именно они и пробудили во мне интерес к игре в целом».
Рассказывает тренер Ольга Сухарева (Оренбург): «В чемпионате России для детей до восьми лет очень много смешных ситуаций. Например, наблюдает тренер за партией, а потом спрашивает: «А где же конь, куда он делся?» Следует долгое молчание, потом ответ: «А он упал, и я его не стал поднимать…»
Из письма педагога Людмилы Баландиной (Новосибирск): «Приводит мама ко мне новенького пятилетнего мальчика. Я спрашиваю: «Умеешь играть в шахматы?» Он отвечает: «Не знаю, не пробовал, наверное, умею».
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
Продолжение следует
Комментарии