В конце апреля в Новосибирске прошел юбилейный, десятый, международный фестиваль «Человеческое Кино». Он собрал детские и взрослые работы из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Франции, Испании, Казахстана, Армении, Киргизии и других стран. Такой масштабный проект – это, как ни странно, инновационная образовательная площадка в… школе. Точнее, в образовательном комплексе «Наша Школа», на базе которого 10 лет работает Академия кино и телевизионного мастерства. Чем отличается «Наша Школа» от большинства других, для чего нужна академия, зачем проводится фестиваль, рассказал директор школы кандидат педагогических наук Валерий Анатольевич НИКОЛАЕВ.
– Образовательный комплекс «Наша Школа» существует с 1995 года. Он был создан, как я понимаю, для того чтобы избежать существующих сегодня в образовании проблем?
– Мировой системный кризис затронул и систему образования в нашей стране. Объективно в России в образовательной практике сложилось три технологически организованных типа школ. Первый – оставшаяся со времен СССР школа предметного обучения, которая формировала сильную личность, ориентированную на труд и заботу об окружающем мире. На мой взгляд, она уйдет в историю безвозвратно при уходе с педагогической сцены последних представителей этой школы – учителей-пенсионеров, которых осталось, к сожалению, мало.
Второй тип – сегодняшняя либерально-информационная школа с ЕГЭ. Это результат перестроечных времен: школа, обеспечивающая страну потребителями ценностей, в большей степени материальных, а также примитивных культурно-эстетических, западных. В период доминирования либерально-информационной школы с ее результатом, который она оставляет обществу, практически исчезли волевые молодые люди, деятели, стремящиеся к осознанному человеческому преобразованию себя и окружающего мира.
Третий тип – новая российская школа: школа развития способностей, основанная на системно-деятельностной технологической платформе. Ее результат – личность, сознание которой ориентировано на развитие и саморазвитие, экологичность и ответственность за свои решения, действия. Личность мыслящая, понимающая, стремящаяся к заботе о себе и окружающих, к счастливому не только сегодняшнему, но и будущему. За такой школой будущее российского образования.
– Новая школа – это и есть школа третьего типа? Как удалось ее создать?
– Переход к школе развития способностей, на мой взгляд, лежит через преодоление трех препятствий. Первое – доминирование натурпозитивизма в преподавании: работа с информацией, фактом, инструкцией как венцом понимания события и ситуации, ориентация на внешние описательные свойства и формы изучаемых предметов, явлений и процессов, а не на их сущность. Второе – сложившийся за годы доминирования либерально-информационной школы тип педагогического профессионализма: излагательно-объяснительный, информационный, который в новой школе должен переориентироваться на понимающий и коммуникативно-развивающий. И третье, что необходимо преодолеть, – решить проблему «разрыва поколений». Именно разрыва поколений, потому что проблема отцов и детей – диалектическая, это механизм поступательного движения и устойчивого развития. Нужно решать проблему разрыва поколений, решаемую не просто заботой о старших, а реальным содержательным диалогом поколений, созданием деятельностных повсеместных разновозрастных пространств – культурных, проектных, образовательных, производственных, досуговых и других формализованных, но не формальных.
– Что представляет собой образовательный комплекс «Наша Школа»?
– Для решения обозначенных проблем необходим системный подход. Именно формирование и развитие систем с построением структурных элементов в одной организационно-педагогической, управленческой, технологической и содержательно-предметной концепции позволяет решать такие сложные задачи, которые стоят перед современной новой школой. В этом плане образовательный комплекс «Наша Школа» – это системный, открытый, ориентированный на будущее инновационный социальный (гуманитарный) проект реализации школы третьего типа – школы развития способностей. Все базовые процессы нашего комплекса (а их пять) увязаны в единую систему кластерно-сетевого устройства – образовательно-технологическую среду развития одаренности и самоопределения.
– Что это за пять базовых процессов, обеспечивших переход школы на продуктивный и эффективный уровень образования?
– Первый – процесс учения-обучения, обеспечивающий креативность и рефлексивность школьников и взрослых. Основными устойчивыми инструментами являются специально организуемые ситуации учения-обучения развивающего плана, образовательные ситуации мыследеятельностного типа, позволяющие формировать компетенции, ориентированные на развитие гибких и метапредметных навыков. Второй процесс – производственный – представляет собой образовательные игры, интеллектуальные лаборатории, проектные ходы, детско-взрослые производства. Третий процесс включает в себя ряд разработческих лабораторий, проломных групп под решение возникающих проблем, студии, проекты и программы социального и технологического плана. Он позволяет создавать новые продукты, технологии, разработки и, что особенно важно для образовательной организации нового типа, полипозиционные диалоговые площадки, профессиональные и экспертные сообщества, ориентированные на новое содержание образования. Четвертый процесс – досуг и здоровье – представлен работой клубов по интересам, различными гостиными, проводятся вечера, организуются походы и спортивные соревнования, которые опять-таки носят детско-взрослый и разновозрастной характер.
Но самый важный пятый процесс – воспитательный. Это процесс сквозного «сшивания» всех предыдущих, формирования детско-взрослой организации среды, в которой демонстрируются образцы решения конфликтов, неизбежно возникающие в совместной коллективной деятельности участников пространства внутреннего и внешнего взаимодействия комплекса «Наша Школа».
Детский сад, начальная школа, средняя школа, старшая школа, Академия кино и ТВ мастерская, школьное телевидение, телевизионный канал «PRAXIS ТВ – первый детско-взрослый», проектные и исследовательские лаборатории, летние экспедиции, клубы, творческие мастерские, художественные и музыкальные студии, школа эффективного лидерства, оздоровительный лагерь в Горном Алтае, международный фестиваль «Человеческое Кино» – это пространство, где происходит становление личности деятеля со способностями отвечать на вызовы современного глобального мира.
– Откуда берутся кадры для школы нового типа?
– Кадры – это ключевой вопрос. Гуманитарные инновационные – особенно. Новое содержание образования школы развития способностей нуждается в принципиально новом педагогическом профессионализме, следовательно, кардинально меняется и подготовка. Профессиональное педагогическое образование негибко и не готовит те кадры, которые запрашиваются новой школой. Нам остается одно: готовить самостоятельно, через систему внутрикорпоративного обучения и повышения квалификации в рамках своих программ дополнительного образования взрослых. Основные качества, формируемые при обучении, – это способность экспериментировать с собственной деятельностью, повышение философско-методологического уровня учителя, способность инновационного проектирования, преподавание метапредметности, владение технологиями деятельностного и мыследеятельностного содержания.
– Фестиваль «Человеческое Кино» – это многоуровневые встречи и просмотры, где участвуют российские детско-взрослые студии фото-, кино- и видеотворчества. Очень сложно для школы…
– Цель фестиваля «Человеческое Кино» – воспитание мыслящих людей и формирование сознания преобразующего типа. Это значит, чтобы преодолеть пустоту, глупость и негатив на экране, не надо с ними бороться, а нужно создавать другой контент. Мало снимать, надо снимать со смыслом, мало смотреть, нужно видеть и понимать. И конечно, дети это могут сделать только вместе со взрослыми. Фестиваль как форма позволяет объединить людей разных поколений и культур для формирования новой среды, новых образцов поведения, взаимоотношений людей, отношения к миру, связав прошлое, настоящее и будущее. Фестиваль можно было использовать только для себя. Но так нельзя. У ребенка должны быть выходы. Его внешний мир должен расширяться: не только класс и школа. Дети должны уметь работать с текстами. Фестиваль называется фестивалем экранной культуры, чтобы сохранить в человеке человека. Давно забытые человеческие принципы (мыслить, задумываться о будущем, жить здесь и сейчас, не забывая прошлое) должны быть внутри сознания ребенка, тогда можно будет говорить о патриотизме, Родине. Как пишет Твардовский, человека сразу видно по тому, как он относится к своему Отечеству. Вот это осознание нужно формировать, работать с детьми. Продукт на полке неэффективен. У нас создан канал Praxis ТВ. Там лучшие фильмы показываются и используются как образовательный контент. Постепенно переносим наши технологии в другие школы. Но у нас не просто ролики «про себя и свою жизнь», у нас серьезные информационно-аналитические материалы. Мы ведем работу с ребенком, с его сознанием через исследование события. Поэтому наши вести отличаются от других. Любой грамотный методист найдет в них что-то для своей практики.
– То есть профориентация не самоцель?
Комментарии