Цель занятия – помочь членам профсоюза: понять условия формирования трудовой пенсии по старости; осознать возможность личного влияния на размер будущей пенсии; выбрать финансовый институт для управления накопительной частью пенсии.
Целевая группа: работники учреждений образования.Методы работы: фронтальная работа в группе; беседа с элементами анализа; обмен опытом.Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационный материал.I. Материал для руководителя кружкаЗанятие можно начать с обсуждения – является ли актуальным вопрос о будущей пенсии, стоит ли сегодня беспокоиться о том, что случится еще не скоро. Нередко работники учреждений образования, особенно молодые, скептически относятся к подобным разговорам. Какая пенсия, когда и зарплаты не хватает?! Это недоверие подогревается тем, что российская действительность дает немало примеров недобросовестности или прямого обмана граждан различными государственными и частными структурами, высоким уровнем инфляции, которая сводит на нет любое финансовое планирование.Но если объективно проанализировать все периоды истории нашей страны, в том числе и неблагополучные, то мы поймем, что они никогда не влияли на факт выплат трудовых пенсий. Пенсию люди получали всегда, что бы в стране ни происходило. Какая-никакая пенсия работающему человеку гарантирована по определению… Вопрос именно в том – какая. Пенсионная реформа, проходящая сегодня в России, позволяет гражданам самостоятельно влиять на размер будущей пенсии, увеличивая свои накопления. Но для того чтобы накопить на достойную старость, позаботиться об этом нужно как можно раньше, а не в момент выхода на заслуженный отдых.В социальном государстве, каковым, по Конституции, является Россия, социальная защита неразрывно связана, с одной стороны, с государственной, а с другой, – с индивидуальной ответственностью и самостоятельным выбором. Получатель социальных услуг является активной стороной договора, он сам должен планировать свою жизнь, делать выбор и нести за него ответственность. Поэтому все больше людей в нашей стране, как и на Западе, начинают более рационально подходить к использованию сегодняшних возможностей, осознают необходимость планирования собственной жизни и учатся этому.Наше занятие призвано содействовать росту понимания этих вопросов, расширению пространства социальной реализации членов профсоюза.Вопросы для обсуждения1. Как вы думаете, связана ли идея модернизации страны с пенсионной реформой?2. Что вы знаете о пенсионной реформе в России?3. Думаете ли вы о своей будущей пенсии? Что именно?4. Занимались ли вы планированием собственной пенсии?II. Даже становясь пенсионерами, немногие знают, как формируется пенсия, кто ее выплачивает, от чего зависит ее размер. Большинство уверено: пенсии выплачивает государство, в то время как государство из бюджета обеспечивает пенсией только:- госслужащих,- военнослужащих,- ветеранов Великой Отечественной войны,- а также граждан, пострадавших в техногенных катастрофах.В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:1) трудовая пенсия по старости;2) трудовая пенсия по инвалидности;3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.Основная масса трудовых пенсий выплачивается созданным в 1990 году Пенсионным фондом России, который является самостоятельным ВНЕБЮДЖЕТНЫМ фондом. Он формируется и осуществляет свою деятельность за счет ежемесячных страховых взносов, производимых работодателем за работников в размере 26% от заработной платы. Это важный фактор социальной защищенности, поэтому профсоюзы настаивают на прозрачности этих отчислений и ухода от «серых» схем выплат зарплаты. В этом плане учреждения образования являются стабильными и довольно прозрачными; страховые взносы на счета работников начисляются регулярно.Мы ведем разговор вокруг трудовых пенсий по старости. В системе образования к ним также относятся так называемые пенсии по выслуге лет для педагогических работников – это тоже трудовые пенсии по старости, только досрочные.Трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть идет на выплаты сегодняшним пенсионерам. В свою очередь, когда мы с вами пойдем на пенсию, работающие граждане будут для нас формировать эту часть пенсии. Ее величина зависит от размера заработной платы и трудового стажа. Соответственно, чем больше стаж и зарплата, тем больше будет страховая часть пенсии.В советское время размер средней пенсии составлял около 70% от заработной платы работника, и на эти деньги можно было жить. Сегодня пенсия составляет в среднем 23% от зарплаты. Поэтому среди требований профсоюзов России в последние годы постоянно звучит требование довести размер пенсии до 40% утраченного заработка работника (это минимальный размер пенсий по мировым стандартам труда).Действовавшая до последнего времени в России пенсионная система не удовлетворяла всех. Пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий. Работодателей – из-за высоких страховых взносов в Пенсионный фонд. Законодательную и исполнительную власти – из-за невозможности контролировать ситуацию и отвечать за социальные последствия в рамках высоких государственных обязательств. Регионы-доноры – из-за того, что они должны делиться с другими регионами, которые, в свою очередь, считают, что выделяемые им дотации слишком малы. Сам Пенсионный фонд – потому что становилось все труднее собирать необходимые средства. Необходимость перемен осознавали все.Распределительная система, действовавшая до начала 2002 года, была основана на принципе «солидарности поколений», когда младшее поколение содержит старшее. С каждого рубля выплаченной зарплаты берутся некоторые отчисления, которые поступают в Пенсионный фонд и сразу же идут на выплату текущих пенсий. То есть деньги собираются с работающих граждан, и, что называется, с колес, сразу выплачиваются пенсионерам. Нет никакого инвестирования (вкладывания) пенсионных накоплений.Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика – в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России, как и в большинстве развитых стран, происходит относительное старение населения: доля пенсионеров растет, а доля работающих граждан падает. С 2007 года наблюдается ускорение этого процесса, что требует увеличения затрат на пенсионное обеспечение. По некоторым оценкам, к 2020 году соотношение численности пенсионеров и работающих может сравняться, то есть каждый работающий должен будет содержать одного пенсионера.По прогнозам экономистов Всемирного банка, отношение средней распределительной пенсии к зарплате в России к 2020 году упадет, и средняя пенсия станет еще меньше, чем сейчас, почти в 2,5 раза. Вывод очевиден: если мы, нынешние взрослые, не накопим себе на пенсию сами, наши малочисленные дети просто не смогут нас прокормить.На этом этапе кружка рекомендуется задать вопрос: «Что можно сделать в этой ситуации?» и подвести слушателей к выводу:- либо повышать пенсионный возраст (что непопулярно в народе),- либо повышать налоги (но усиливается уклонение от уплаты налогов, и общая сумма собранных налогов может даже снизиться),- либо снижать пенсии (что и происходило в России в последние годы – не в абсолютном, а в относительном выражении: пенсии повышались медленнее, чем росли цены).Если ничего не делать, то лет через 10-15 государственная пенсионная система просто обанкротится, в лучшем случае – пенсии станут совсем ничтожными.Поэтому в 2001-2002 годах был принят ряд законов, определивших новую архитектуру пенсионной системы. В настоящее время в России полным ходом идет пенсионная реформа. Это длительный масштабный процесс, который призван обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, а также иной уровень жизни будущих пенсионеров по сравнению с положением нынешних.Пенсионная система, которая сейчас формируется в России, – это комбинированная распределительно-накопительная система с явным преобладанием распределительного элемента. Накопительная часть будет поначалу небольшой, но ее значение будет постепенно возрастать, и предполагается, что именно она будет составлять основную часть пенсии.Таким образом, основное содержание пенсионной реформы – переход от распределительной системы к распределительно-накопительной.Вопросы для обсуждения1. В чем особенность распределительной пенсионной системы?2. Чем вызвана пенсионная реформа?III. Анализ комбинированной распределительно-накопительной системы пенсионного обеспечения (слайд №1)Как видно из таблицы, ежемесячно работодатель перечисляет 6% фонда оплаты труда в Пенсионный фонд России на накопительную часть пенсии, которая поступает на индивидуальные лицевые счета работников. Эти счета указаны в страховых пенсионных свидетельствах, которые имеются у каждого работника. Ежегодно Пенсионный фонд рассылает письма с информацией о состоянии лицевых счетов. Далее эти средства вкладываются в различные ценные бумаги и постепенно растут в течение всей жизни работника. Состарившись, он получает пенсию за счет этих накоплений.Свои пенсионные накопления можно:1. Оставить в Пенсионном фонде России, их управлением займется государственная управляющая компания (доходность управления 4-6% годовых).2. Передать в частную управляющую компанию (доходность управления 15-18% годовых).3. Передать в негосударственный пенсионный фонд (доходность управления 10-15% годовых).При этом размер пенсии будет зависеть от трех основных параметров: размера зарплаты (точнее, взносов, уплаченных с этой зарплаты) и продолжительности трудового стажа; периода накопления (если человек копит с молодости, он, естественно, получит к пенсии большую сумму, чем тот, кто начал откладывать на старость в середине или в конце своей трудовой деятельности); доходности от инвестирования накоплений (которая может довольно сильно меняться в зависимости от того, какой финансовый институт занимается управлением пенсионными накоплениями).Проиллюстрируем это конкретными примерами (слайд №2).Анализ следующей таблицы (слайд №3) позволит слушателям определить, по какой схеме формируется их пенсия.Накопительную часть пенсии не получают нынешние пенсионеры. Право на нее имеют граждане (мужчины и женщины) 1967 года рождения и моложе. Другая категория граждан – мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения. На протяжении всего трех лет – с 2002-го по 2004 год – для них формировалась накопительная часть пенсии. С 2005 года для данной категории граждан накопительная часть пенсии не формируется, но то, что было накоплено, никуда не делось – эти денежные средства продолжают находиться в управлении государственной управляющей компании.Вопросы для обсуждения1. Кто имеет право на накопительную часть пенсии?2. Каковы варианты размещения накопительной части пенсии?IV. По умолчанию, средства накопительной части передаются в управление во Внешэкономбанк, который является государственной управляющей компанией. Управляющая компания эти пенсионные накопления инвестирует и по итогам года добавляет на индивидуальные лицевые счета работников полученный от инвестиций доход. Однако в стране высокий уровень инфляции, которая эти средства обесценивает. Так, за последние неполные пять лет пенсионные накопления потеряли почти четверть своей реальной стоимости. Несложно просчитать, что будет с этим деньгами через 10-25 лет.Можем ли мы каким-то образом влиять на эту ситуацию?Да. Существуют также частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.Здесь можно спросить участников кружка о том, что им известно об этих организациях, поинтересоваться, знают ли слушатели о судьбе своих страховых взносов, воспользовался ли кто-нибудь услугами частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, и подойти к мысли, что вариантов выбора не так много, но они есть.Необходимо сделать акцент на том, что работник не тратит свои личные деньги (деньги из собственной заработной платы), это страховые взносы, уплачиваемые работодателем. В данный момент для нас это виртуальные деньги, но они материализуются в будущем, при выходе на пенсию.Демонстрируем слайды №4 и №5.V. Рассмотрим варианты поведения.1. Не предпринимать ничего (слайд №6). Тогда накопительная часть пенсии останется в государственной управляющей компании – это Внешэкономбанк. В таком случае средний доход, начисляемый на накопительные счета, составит около 5% годовых, что значительно ниже уровня инфляции.2. Передать накопительную часть пенсии частной управляющей компании (слайд №7). Деятельность управляющей компании может обеспечить как высокую процентную ставку – более 15%, так и низкую – вплоть до отрицательной.3. Передать накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд (слайд №8). Фонд сам выбирает несколько управляющих компаний, в которые он инвестирует пенсионные накопления и работу которых отслеживает. Средняя доходность в таком случае составляет около 15% годовых. Отраслевой принцип формирования фонда делает его более привлекательным для работников.Слушатели анализируют слайды №№6-8 и приходят к выводу о преимуществах негосударственного пенсионного фонда (слайд №9).Задается вопрос: почему доходность в негосударственном пенсионном фонде выше, чем в Пенсионном фонде России? Анализ слайда №10.Рекомендуем внимательно изучить таблицы плюсов и минусов, осуществить обмен мнениями в группе. Делаем вывод: передавая накопительную часть пенсии в управление НПФ, мы ничего не теряем, а приобрести можем, и немало. Тем более что ежегодно до 31 декабря граждане имеют право выбирать финансовую организацию для управления своей накопительной частью пенсии на следующий год. Иначе говоря, если что-то не понравилось в негосударственном пенсионном фонде или частной управляющей компании, можно на следующий год перевести свои накопления в другую структуру, например, в Пенсионный фонд России.При любом варианте разговора неплохо подвести слушателей к пониманию того, что вопрос непростой, его позитивное решение зависит от многих факторов. Нужны знания, профессионализм, помощь и консультации опытных людей. Естественно, приходит идея объединения усилий, защиты общих интересов – это является и целью профсоюзов.Вопросы для обсуждения1. Можно ли сказать, что на рынке пенсионного обеспечения создана конкурентная среда?2. За счет чего негосударственные структуры работают успешно?VI. С целью сохранения и увеличения пенсионных накоплений работников образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ и Общероссийским профсоюзом образования был создан отраслевой негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука».Пенсионный фонд «Образование и наука» является некоммерческой организацией социального обеспечения работников учреждений образования и науки, а также членов их семей. Он работает с 1994 года, имеет государственную лицензию №272/2 от 30.06.2009 г., выданную Федеральной службой по финансовым рынкам РФ, входит в состав Национальной ассоциации пенсионных фондов. Финансовую успешность работы фонда обеспечивают ГМК «Норильский никель» и Управляющая компания «Ингосстрах-Инвестиции». Средняя доходность фонда – 15% годовых.В чем преимущества фонда «Образование и наука»?Сначала рассмотрим официальные аргументы, которые являются общими для всех негосударственных пенсионных фондов.Надежность, прозрачность и контроль работы фонда обеспечиваются действующим законодательством и учредителями. Годовой отчет о деятельности фонда в обязательном порядке публикуется в открытой печати. Таким образом, можно сказать, что в системе образования создан надежный механизм управления пенсионными накоплениями работников отрасли.Согласно ФЗ-11 «Об инвестировании средств пенсионных накоплений» от 26.06.2002 года средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации. Они не подлежат изъятию в бюджет, не могут являться предметом залога.Кроме того, в соответствии с ФЗ-75 «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 года на средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением его долгов перед застрахованными лицами).И, наконец, фонд имеет резервный капитал на случай кризисов в экономике.В крайнем случае речь может идти лишь о добровольной ликвидации фонда. Тогда в соответствии с ФЗ-75 «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 года все пенсионные накопления вместе с инвестиционным доходом и информацией о застрахованных лицах передаются в трехмесячный срок в Пенсионный фонд России, который в свою очередь осуществит выплаты.Но главное – фонд создан по инициативе Общероссийского профсоюза образования, членами которого мы все являемся. Профсоюз рассматривает создание и развитие фонда как возможность усиления социальной защищенности и улучшения материального положения работников образования.К сегодняшнему дню создана отраслевая нормативно-методическая база для внедрения пенсионного обеспечения в образовательных учреждениях:- решение совместной коллегии Рособразования и президиума ЦК профсоюза об актуальности улучшения пенсионного обеспечения работников образования (от 02.03.2010);- приказ Рособразования за подписью Н.И.Булаева о целесообразности реализации государственной программы софинансирования пенсии с участием отраслевого пенсионного фонда (от 07.04.2010);- письмо Рособразования за подписью А.В.Рождественского о целесообразности реализации государственной программы софинансирования пенсии с участием отраслевого пенсионного фонда (07.05.2010);- решение VI съезда Общероссийского профсоюза образования по развитию пенсионного обеспечения на базе отраслевого пенсионного фонда (31.03.2010);- постановление исполкома профсоюза о реализации инновационных форм социальной поддержки работников образования и дальнейших мерах по ее совершенствованию (08.06.2010);- постановление президиума ЦК профсоюза о конкурсе на лучшую организацию работы по внедрению инновационных форм социальной поддержки членов профсоюза (22.09.2008).Высшие руководящие органы фонда возглавляют известные и авторитетные люди: председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова и председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин.Фонд предлагает услуги в области обязательного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и дополнительного пенсионного накопления организациям сферы образования и физическим лицам.Участники фонда проживают по всей территории России. По итогам 2009 года доход по негосударственному пенсионному обеспечению составил 15% годовых; доход от инвестирования пенсионных накоплений -15,2% годовых.Вывод. Таким образом, преимущества Негосударственного пенсионного фонда «Образование и наука» очевидны: он создан для работников одной отрасли, поддерживается ее руководящими органами, в его работе участвуют известные и авторитетные люди. Фонд работает более 15 лет, выплачивает негосударственные пенсии работникам образования, его деятельность рентабельна, например, по итогам 2009 года застрахованным лицам фонда был начислен инвестиционный доход в размере 15,2% годовых.VII. Существуют ли иные пути увеличения пенсии?Да, существуют. В России в соответствии с ФЗ-56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 года действует государственная программа софинансирования пенсии. Этот закон еще называют законом «один на один».Суть программы в следующем: гражданин добровольно перечисляет денежные средства на формирование накопительной части пенсии, а государство оказывает ему поддержку в равном размере. Например, работник перечислил за год 12 тысяч рублей, и государство в конце года добавляет на его индивидуальный лицевой счет 12 тысяч.Главное, перечисления должны составить не менее двух тысяч рублей в год. Помощь от государства варьируется в пределах от 2 до 12 тысяч рублей. Гражданин, конечно, может перечислить на свою трудовую пенсию и более12 тысяч рублей за год, но государство добавит не более 12 тысяч.Программа рассчитана на 10 лет. Все желающие независимо от возраста могут подать заявление на вступление в нее до октября 2013 года.Сумма государственной поддержки может составить и более 12 тысяч рублей, но для определенной категории граждан, а именно для работающих пенсионеров, которые не обратились за оформлением трудовой пенсии. В этом случае будет применяться принцип не «один на один», а «один к четырем», то есть гражданин перечисляет 12 тысяч рублей, а государство добавляет 48 тысяч. Думается, это крайне редкие случаи, люди обычно своевременно обращаются за оформлением пенсии.Важным фактором усиления социальной защищенности работников является то, что в дополнение к их взносам работодатель также может вносить взносы по программе софинансирования.В программе могут участвовать люди всех возрастов. Даже если у человека по возрасту нет накопительной части пенсии, то она автоматически открывается для него с поступлением первого денежного взноса.Участники кружка могут проанализировать возможности реализации этого момента в своем образовательном учреждении. Если учреждение, например, имеет внебюджетные средства, можно внести предложение о включении в коллективный договор положения, при котором работники или часть работников будут застрахованы работодателем.Изучается таблица-слайд №11.Поскольку 56-ФЗ дает возможность работодателю перечислять за работника дополнительные деньги на формирование его трудовой пенсии, закон устанавливает для работодателя ряд налоговых льгот.Взносы организаций за своих сотрудников освобождаются от уплаты:- страховых взносов в пределах 12000 рублей в год (ст. 9 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009);- налога на прибыль, в размере, не превышающем 12% от расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).Программа носит гибкий характер: позволяет вступить в нее раньше, а начать перечислять денежные средства на пенсию в те годы, когда для гражданина это финансово удобно или возможно. Все решается по личному заявлению.Вопросы для обсуждения1. В чем особенность пенсионной программы софинансирования?2. В чем выгода участия в этой программе для работника? Для работодателя?VIII. Далее рассматриваются возможности сотрудничества с фондом.1. Можно заключить договор с фондом на управление накопительной частью пенсии и подать заявление на вступление в государственную программу софинансирования пенсии.2. Можно проводить разъяснительную и агентскую работу в профсоюзной организации.3. Можно лично в качестве дополнительной работы заняться внедрением пенсионного обеспечения и получения соответствующих доходов. Для этого необходимо:- подписать агентский договор с отраслевым пенсионным фондом, получить программу для ведения базы договоров;- выбрать один из вариантов обучения: семинар на базе учебного центра фонда или заочное обучение;- получить от фонда комплект рекламно-информационных материалов.Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука»Адрес: г. Москва, Орликов пер., дом 6.Телефоны: (499) 975-34-35, 975-34-07.Электронная почта info@npfon.ruСайт www.npfon.ruПриложение 1Законодательная база пенсионной реформыКлючевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:- Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;- Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;- Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;- Федеральный закон от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;- Федеральный закон от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»;- Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-Ф3 «О негосударственных пенсионных фондах»;- Федеральный закон от 30 апреля 2008 года №56-Ф3 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».Приложение 2Тематический словарьТрудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.Расчетный пенсионный капитал – учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.Индивидуальный лицевой счет – совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».Специальная часть индивидуального лицевого счета – раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.Пенсионные накопления – совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является Пенсионный фонд Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Наряду с ПФР страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору;- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;- являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;- священнослужители;- иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.Пособие подготовлено специалистами Башкирского республиканского комитета Общероссийского профсоюза образования
Комментарии