По оценке Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей, в ближайшем будущем основным сдерживающим моментом как промышленного, так и экономического роста России может стать дефицит трудовых ресурсов, который уже сейчас ощущается в производственной сфере. С чем связан возникший дефицит квалифицированных рабочих?
По мнению экспертов, проблема не нова и возникла не вдруг. Спад производства конца восьмидесятых – начала девяностых годов, разрыв между системой начального и среднего профобразования с реальными потребностями рынка труда, падение престижа рабочей профессии и, наконец, демографическая яма, предсказанная специалистами к 2010 году, к которой мы неумолимо приближаемся, – вот основные факторы, которые привели к тому положению, в котором у нас находится система подготовки квалифицированных рабочих.
До недавнего времени чуть ли не основной причиной дефицита рабочих кадров считалась низкая оплата труда. Однако в настоящее время существует достаточное число стабильно работающих предприятий, имеющих хороший портфель заказов и способных обеспечить своим рабочим конкурентоспособную заработную плату. И квалифицированных рабочих им также не хватает.
Проблему усложняет еще и то, что сегодня производство стало настолько высокотехнологичным, что просто абы кто с улицы не сможет решать поставленные задачи. Нужны рабочие с четвертым, пятым или даже шестым разрядом профессиональной подготовки.
Так что не случайно в канун нового учебного года в пресс-клубе РИА «Новости» прошел «круглый стол» по теме «Кто и где подготовит рабочего». В дискуссии приняли участие директор Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ Исаак Калина, президент Союза директоров ссузов Виктор Демин, руководители ПУ, работодатели.
Так, директор Балашихинского центра занятости населения Валерий Лукин считает, что проблема подготовки рабочих кадров ненова. Она ощущается с 1985-1986 годов – со времени перестройки. На сегодняшний день система не учитывает реалии рынка труда, тенденции промышленности и сельского хозяйства. Не существует единой образовательной и кадровой политики, единого подхода. И при этом никто не работает с молодежью.
Подросткам вбивают в голову, что быть рабочим непрестижно. Родители нацеливают детей на то, чтобы управлять, руководить. Только около 11% школьников хотели бы быть квалифицированными рабочими. А ведь зарплата, например, начинающего токаря в Московской области – 6-15 тысяч рублей, а инженера лишь 6-12 тысяч рублей.
В Московской области заполняется только каждое 3-е рабочее место, 77% вакансий – это рабочие специальности. Балашихинский завод «Рубин» проиграл тендер на 750 миллионов долларов из-за нехватки кадров. Если не принимать экстренных мер, то завтра некому будет работать. По мнению Валерия Лукина, трем министерствам, которые возглавляют Михаил Зурабов, Алексей Кудрин и Герман Греф, необходимо объединить усилия и принять единую программу молодежной политики на основе образовательной и кадровой политики.
Директор Чебоксарского профессионального лицея, председатель президиума Совета директоров федеральных образовательных учреждений начального профессионального образования Российской Федерации Алексей Судленков считает, что сейчас многие хотят подготовить рабочих. И тут есть несколько форм подготовки. Первая – бригадная форма обучения на производстве. Вторая – профессиональные учебные заведения. Третья – центры занятости, ряд из которых имеют лицензии на подготовку, переподготовку кадров и повышение квалификации.
Основную же проблему он видит в качестве подготовки рабочих. Работодателям приходится, если можно так выразиться, доводить учеников «до готовности» на производстве. Логично, что в результате предприятия пытаются вмешаться в подготовку рабочих на ранних стадиях. Например, заключают договор с училищем на подготовку определенных кадров в нужном количестве и с необходимыми навыками и компетенциями. Предприятия же могут помочь учебным заведениям решить проблему с материальной базой.
Владимир Сумин, директор ПУ №46 Родниковского района Ивановской области, говорит, что еще совсем недавно из-за недостаточного финансирования приходилось выступать в роли просителей. Ситуация изменилась 5 лет назад, когда они заключили договор о социальном партнерстве с градообразующим предприятием города Родники ОАО «Родники-Текстиль». Теперь бесперебойно снабжается сырьем тренировочный цех училища, изготавливаемая учащимися ткань также бесплатно передается в распоряжение швейных мастерских, где из нее делают коллекции швейных изделий и демонстрируют на областных мероприятиях. А это хорошая реклама как для училища, так и для предприятия. Учащиеся и преподаватели получают надбавки и премии, существует система грантов для лучших студентов.
И все же как возродить престиж рабочей профессии и наладить подготовку высококвалифицированных специалистов? По оценке экспертов, для решения всего комплекса проблем необходима консолидация усилий образовательного сообщества, представителей бизнеса и практически всех ветвей государственной власти. Надо создавать экономические условия для стабильной, работающей на опережение системы подготовки профессиональных кадров, выстраивать новые отношения с работодателями, проводить качественные изменения внутри самой системы профобразования.
Так, по мнению собравшихся на «круглом столе», первым шагом в этом направлении стала передача учреждений начального и среднего профессионального образования на региональный уровень.
Задумывалась она для того, чтобы приблизить учебный процесс к потребностям экономики, восстановить связи с предприятиями-заказчиками, обновить парк оборудования, заполнить вакансии мастеров производственного обучения. Впрочем, переходом этим довольны далеко не все профучилища.
Лучше всего дела обстоят там, где передача на региональное финансирование происходила по инициативе самих субъектов Российской Федерации. С подобными предложениями в разное время выступали 11 российских регионов, среди них – Московская область, Санкт-Петербург, Волгоградская, Нижегородская, Новгородская, Самарская области, республики Карелия и Татарстан, Ставропольский край и Ямало-Ненецкий автономный округ.
В частности, в Нижегородской области от передачи учреждений начального и среднего профессионального образования на региональный уровень выиграли все – и сами ПУ, и колледжи, и предприятия, и дети, и область в целом. «Сегодня мы не готовим ни одного выпускника «в никуда», – заявил министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов, – все распределяются на предприятия области. Причем сами предприятия диктуют, какие им нужны специалисты, сами обеспечивают производственную базу, мастеров, доплачивают им и в результате получают квалифицированных рабочих».
Комментарии