Сложность окружающего нас мира нарастает. Глобализация, ускорение, демографические изменения, экологизация, автоматизация, цифровизация всех сфер жизни – ключевые тренды нашей реальности. Москва - отличный пример современного мегаполиса. Школа – неотъемлемая часть развития городской среды. Она тесно связана с домами, что находятся рядом. И так как перед современным горожанином стоит задача справиться с возрастающей скоростью изменений, то становится очевидным – школа формирует человека будущего.
Современное здание школы в новом микрорайоне, куда, например, ходят дети из соседнего жилого массива, формирует новое социальное пространство, выходящее за рамки только образовательной деятельности. В школе происходят новые знакомства, рождаются новые социальные связи, возникают сообщества. Все это способствует появлению естественной и непринужденной «второй» жизни местных жителей.
При проектировании современных зданий-новостроек школ мы руководствуемся разработанными едиными требованиями к зонированию, наружной и внутренней отделке школ Москвы. Важно понимать, что будущее во многом зависит от прилагаемых усилий, что его можно создать. Современная школа должна включать в себя процессы воспитания и обучения детей, в том числе и навыки самообучения. Поэтому одна из задач ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ – создание результативной образовательной среды и обеспечение эффективной эксплуатации пространства с точки зрения планирования, использования и управления ресурсами.
IT-Полигон – «умное» образовательное пространство, площадка для формирования предпрофессиональных навыков и умений школьников в области информационных и цифровых технологий, искусственного интеллекта и программирования.
Многофункциональный информационный библиотечный центр – современный аналог школьной библиотеки. Общее употребляемое наименование пространства – медиатека. Выполняет функции пространства для коммуникации, проектной работы, проведения занятий дополнительного образования, организации внеурочной деятельности, проведения соревнований и конкурсов.
Важно, чтобы ребенку не хотелось покидать учебное заведение даже после окончания уроков, а для этого такое место должно обладать рядом качеств:
доступность, гостеприимство, комфорт, удобство, технологичность, безопасность. Важно включать персональный стиль познания и уровень вовлеченности учащегося в качестве элементов образовательной системы.
Важно отметить, что проектирование современных образовательных пространств, так или иначе, должно предусматривать возникновение и сценарии решения противоречий процесса формирования личности учащихся. В школе ребенок должен получать дружелюбный посыл, обещающий возможность социального взаимодействия. Последнее реализуется через общение, в том числе и с пространством. Чем больше вариантов использования школьного пространства, тем больше в нем жизни.
Сформулированные принципы организации современного пространства несут в себе очень важный посыл и возможности для возникновения новых способов использования школы. И дело не только в том, как мы распределим или организуем предметно-пространственные ресурсы, но и в том, какие возможности у школьников образовывать автономные творческие «совместности», школьные сообщества в пространстве школы. Если учащиеся погружены во внутренние процессы планирования и управления, наделены определенными полномочиями и имеют возможность для коллаборативных практик, то степень их ответственности за школу значительно возрастает.
В результате школа становится центром общественной жизни, наряду с парками и скверами, традиционно выполняющими эту функцию в крупных городах, объединяя не только детей и родителей, но и привлекая другие социальные слои населения, ранее никак не взаимодействовавшие между собой. Конечно же, в этом процессе большую роль играют руководители школ, талантливые заинтересованные педагоги и активные граждане. Таким образом, современная школа-новостройка формирует идентичность и социальный образ района, выполняя функцию развития территории, где она расположена.
Дарья ДЖАВАДОВА,
заместитель начальника отдела архитектурных и технологических решений ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ
Комментарии