Конечно, время для проведения съезда – конец учебного года – выбрано не совсем удачно, так как уже начинаются отпуска, но народу было на удивление много. В актовом зале Фундаментальной библиотеки МГУ не всем хватило места, а это значит, что тут присутствовали около полутора тысяч человек. В фойе библиотеки было много стендов самых различных издательств, вузов, сумки распухали от брошюр, книг, методических материалов.
Съезды учителей – это не просто часть программы «МГУ – школе», это успешная попытка показать учителям, что с их деятельности начинается большая наука, ведь от того, как они подготовят своих учеников, зависит, как сложится их путь к научной деятельности. Виктор Садовничий в своем большом и обстоятельном докладе сразу напомнил педагогам не только слова Михаила Ломоносова, что университет без гимназии, то есть без хорошей школы, как пашня без семян, но и то, как развивалась физическая наука в университете, привлекавшем выдающихся ученых на протяжении всей истории своего существования. Однако сегодня в стране, отметил академик, пока не создана атмосфера культа науки, научных национальных достижений, нет популяризации деятельности известных ученых, их открытий – результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в конце января 2011 года, показали, что более 80% россиян не могут назвать ни одной фамилии ученого-современника.Преподаватели Московского университета поддерживают связь со школами по всей России; за последние годы они выезжали в Чебоксары, Кисловодск, Саров, Саранск, Киров, Стерлитамак, Брянск, Севастополь, Печоры. Отдельного упоминания заслуживает опыт работы школы-интерната имени А.Н.Колмогорова, где университетские преподаватели учат талантливых ребят, которые потом успешно продолжают обучение на факультетах МГУ. Сегодня вопрос стоит так: быть или не быть успешной науке физике, так как все снова решают кадры. Университет находит будущих гениев на олимпиадах, видя в них прежде всего способ отбора самых способных, самых талантливых, самых достойных. Крупнейшая из них – олимпиада школьников «Ломоносов», в которой в этом году участвовали по физике 1419 человек, по биологии – 903 человека. Для МГУ важно заботиться о наставниках – на физическом факультете программу повышения квалификации «Учитель физики – в современной информационной среде» за последние три года прослушали 94 человека. На биологическом факультете программу «Формирование биологической грамотности учащихся» – 48 человек. В 2010 году 112 учителей физики и 65 учителей биологии приняли участие в летних педагогических школах. Практически на каждом факультете МГУ есть кружки для школьников. На физическом факультете уже более полувека действует вечерняя физическая школа с лекциями, физическими демонстрациями, семинарскими занятиями, а при желании и с проектными работами, есть и вечерняя астрономическая школа, в которой идут занятия для школьников 6-11-х классов. Два последних года в сентябре астрономы Московского университета осуществляют программу «100 часов астрономии», в которую входят вечерние и ночные астрономические наблюдения и чтение лекций. Эта программа собрала более шестнадцати тысяч посетителей, большинство – школьники. Привлечение школьников к занятиям астрономией имеет особое значение, так как с 2000 года астрономия как отдельная дисциплина исключена из программ средних школ. Университет готовит нынче штатных лекторов для нового Московского планетария, с осени астрономы будут вести там кружки и выступать с лекциями. Ожидается, что ежегодно Московский планетарий будут посещать не менее ста тысяч школьников, что отчасти компенсирует отсутствие астрономии в школьном курсе. Значительную часть доклада Садовничий посвятил проблеме учебников, признав, что они отстают от жизни. К середине обучения школьник уже, как правило, неплохо освоил компьютер (на уровне игрушек и Интернета), мобильный телефон, цифровой фотоаппарат, ему интересно, как это устроено, но в учебнике физики об этом не говорится. Там больше про невесомые блоки и нерастяжимые нити. То же относится к задачникам. Конечно, начинать нужно с простейших блоков. Но затем усложнение задач идет не по тому пути. В задачнике к одному невесомому блоку привязывают второй невесомый блок, третий невесомый блок, все это ставится на наклонную плоскость и спускается без трения с горки. Задачи сложные, но мало относящиеся к окружающему миру. В результате школьная физика в некоторых учебниках представлена рычагами времен египетских пирамид, курительной трубкой Галилея, паровой машиной. В лучшем случае в учебнике есть рассказ о первом искусственном спутнике Земли и полете Юрия Гагарина с расчетом первой космической скорости. Достижения физики последних пятидесяти лет в учебнике отсутствуют. Далеко не во всех школах есть кружки научно-технического творчества. Спрашивается, а где школьник может реализовать свой интерес к творческой работе руками, к созданию нового механизма или машины, к практической проверке своей технической идеи? Школьнику подробно объясняют многие физические явления, но он не может дать грамотный ответ на вопросы, почему летает самолет, как устроен томограф. Школьник подробно изучает законы электричества, но далеко не всегда может сам починить простейший электрический прибор, соблюдая правила техники безопасности. По качеству математического и естественно-научного образования Россия входит в десятку стран, продемонстрировавших наилучшие результаты. По успехам в естествознании в начальной школе Россия занимает 5-е место, в основной школе – 10-е место. Самые высокие результаты российские четвероклассники продемонстрировали, выполняя задания по физике, и это притом что содержание более 70% заданий выходило за рамки программы. Трудными для российских выпускников начальной школы оказались в основном задания биологического содержания.Не мог Садовничий не сказать о новом стандарте, который, по его мнению, содержит очень большой элемент новизны, опирается на основополагающие достижения современной психологической науки. Но заложенная в стандарте возможность самостоятельного выбора учебных предметов, по мнению психологов, в школьном возрасте, мягко говоря, несколько преждевременна. К тому же для реализации этой идеи необходимо обеспечить добротный набор фундаментальных дисциплин, содержание которых должно отвечать современному уровню развития науки. Однако в рамках стандарта так называемый набор учебных предметов ограничен и не совсем понятен, особенно в части естественно-научных дисциплин – математики, физики и биологии, а сам выбор учебных предметов фактически диктуется финансовым положением конкретной школы и взглядами на образование родительского комитета. Это, по мнению Садовничего, неминуемо приведет в долгосрочной перспективе (о чем свидетельствует и международный опыт) к снижению уровня общего образования, к усугублению разрыва между школой и вузом, что может отрицательно повлиять на развитие науки и технологий. В инициативном порядке МГУ уже создал свою экспертную комиссию, которая готовит рекомендации о том, по каким направлениям целесообразно доработать проект образовательного стандарта для старшей школы.С горечью ректор МГУ говорил об еще одной проблеме – сокращении числа лабораторных работ и нехватке необходимого оборудования. Это делает обучение физике и биологии еще более оторванным от действительности. В последнее время даже появился термин «меловая физика», которая существует только на кончике мела учителя. Такая физика нужна только для сдачи экзаменов, но не для того чтобы ориентироваться в современном мире техники. По мнению Виктора Садовничего, важно воспитывать научный подход, научный взгляд на мир, иммунитет к околонаучным и псевдонаучным теориям: «Кто, как не мы – профессионалы системы образования, – должен учить этому?! Только человек с фундаментальными знаниями (а это в первую очередь относится к физике и биологии) способен осмысленно выстраивать свою деятельность, анализировать, сопоставлять, просчитывать последствия принимаемых решений. Все это укладывается в одно слово – «думать». Научить молодых думать – вот наша главная задача».После общего пленарного заседания физики и биологи разошлись по своим съездам. 630 учителей физики, преподавателей вузов и других специалистов на пяти секциях заслушали 231 доклад, поговорили о проблемах и перспективах школьного курса физики на двух «круглых столах». Педагогов очень беспокоит снижение уровня школьного образования за последние 20 лет, что привело к неспособности России к воспроизводству высококвалифицированных инженерных и научных кадров, к ее технологической и информационной отсталости, поставило под вопрос возможность ее наукоемкого и инновационного экономического развития. Выступающие говорили о том, что прямое негативное влияние на качество школьного образования в области физики оказывают недопустимо низкое число часов, отводимых учебными планами на базовом уровне, – 2 часа в неделю, отсутствие официальных документов о статусе гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, неэффективное использование потенциала системы дополнительного образования в классах и школах, где физика – профильный предмет, неукомплектованность школьных кабинетов физики современным учебным физическим оборудованием, вытеснение из школ учителей – выпускников технических вузов и классических университетов по причине отсутствия у них высшего педагогического образования, использование результатов ЕГЭ при оценке работы учителя, школы, региона, перегруженность педагога большим количеством отчетов.Особенно тщательным было обсуждение итоговой резолюции, в которой много очень важных пунктов. Например, рекомендации Министерству образования и науки РФ обеспечить профессиональную экспертизу, общественное обсуждение и апробацию в условиях массовой педагогической практики новых образовательных стандартов, подготовить положение о статусе гимназий, лицеев, центров образования, школ с углубленным преподаванием отдельных предметов, увеличить минимальное число часов, отводимых на изучение физики в 9-11-х классах, с 2 до 3 в неделю, изучение физики в старшей школе менее трех часов считать ознакомительным, предоставить учащимся старшей школы возможность выбирать для углубленного изучения одновременно физику, алгебру и начала анализа, геометрию, химию, биологию, включить в число обязательных для обучения в старшей школе астрономию на базовом и астрофизику на профильном уровне, рассмотреть вопрос о создании федеральной программы по обновлению учебного оборудования в школьных кабинетах физики, химии и биологии, установить десятилетнюю периодичность обновления учебного оборудования, расширить государственное финансирование системы дополнительного образования для работы со школьниками в области физики для активного привлечения к ней научных сотрудников, преподавателей вузов и высококвалифицированных школьных учителей. Съезд обратился к ведущим ученым страны с просьбой о восстановлении традиций выпуска научно-популярной литературы в области естественных наук.Участники съезда посчитали важным повышение статуса учителя, который, по их мнению, выполняет государственную миссию, а не работу в сфере потребительских услуг. Поэтому, убеждены они, нужно в приоритетном порядке довести заработную плату учителя, работающего с нагрузкой 18 часов в неделю, до уровня, в 1,5-2 раза превышающего уровень средней зарплаты в промышленности.Съезд поддержал инициативу МГУ по созданию постоянно действующей Ассоциации учителей и преподавателей физики и проведению раз в четыре года Всероссийского съезда учителей-предметников.
Комментарии