Как часто нам, взрослым, приходится отвечать на бесконечные детские «почему?», «для чего?», «как?», «что это?». Нередко подобные вопросы ставят в тупик: ведь некоторые из них не имеют ответа, а ответы на многие из них недоступны пониманию детского разума. Но гораздо чаще мы отмахиваемся от вопросов, потому что заняты «взрослыми» делами, потому что не считаем разъяснения сколько-нибудь важным делом. И пропадает такое нужное для развития личности детское любопытство, пропадает желание узнавать.
Каждому здоровому ребенку свойственны умственная активность, потребность в получении новых впечатлений об окружающем, потребность мыслить. Проявляется умственная активность в непосредственной детской любознательности, многочисленных вопросах, пытливом желании понять, как устроен мир.Детская любознательность – основа приобретения знаний. Неутомимая жажда познания дает постоянный стимул к развитию умений и способностей. Усилить природные задатки детской любознательности способны воспитание, правильная организация жизни и деятельности ребенка. Внимательно, терпеливо отвечая на детские вопросы, побуждая детей к узнаванию нового, к умению правильно сформулировать интересующий вопрос, к попыткам поиска самостоятельного ответа, к рассуждению, взрослые способствуют постоянному обогащению духовного мира ребенка, расширению его кругозора и способствуют неуклонному возрастанию познавательной активности.В Центре развития ребенка №474 есть все необходимое, чтобы поддержать стремление детей к познанию, – насыщенная предметно-игровая среда, коллектив сверстников, развивающие и обучающие игровые сеансы разной направленности (музыкальные, оздоровительные, творческие). С дошкольниками занимаются различные специалисты – психолог, логопед, хореограф, флорист и многие другие, но ведущая роль в этом процессе, без сомнения, принадлежит воспитателю. Ведь именно он сопровождает детей во всех видах их деятельности, руководит и направляет, поддерживает интерес к происходящему, помогает преодолевать трудности на пути исследования окружающего мира. С помощью воспитателя специалисты детского сада собирают полную картину-представление о каждом ребенке, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.Воспитатели групп и специалисты работают как единая команда, помогая друг другу. Все это позволяет грамотно организовать работу с детьми с высокой познавательной активностью, развивать любознательность и поддерживать стремление дошкольников к познанию. Лучшая школа познавательной активности, по мнению известного отечественного психолога Аллы Спиваковской, – это ответы на детские вопросы с помощью игры. Именно поэтому ведущим видом работы мы выбрали игровые сеансы. Они могут быть как групповыми, подгрупповыми, так и индивидуальными. Старшие дошкольники дважды в неделю посещают игровые сеансы с участием двух ведущих – логопеда и психолога, а воспитатель организует ежедневно работу, опираясь на рекомендации специалистов и используя предложенные ими игры и упражнения.Такие игровые сеансы можно построить из нескольких взаимозаменяемых блоков: когнитивный (познавательный) – задания на развитие и совершенствование опосредованной памяти, произвольного внимания, различных видов восприятия; логический – игры и упражнения, позволяющие совершенствовать процессы анализа и синтеза, поощрять рассуждения, развивать способность установления причинно-следственных связей; речевой – задания по сочинению историй и сказок, творческому пересказу; психологический – задания, способствующие развитию стрессоустойчивости, обучению приемам релаксации, умению принимать ответственность за собственные решения, тренировать работу в команде, коллективе; блок творчества и экспериментирования – изобразительное творчество по замыслу, создание коллажей на свободные и заданные темы, конструирование из различного материала.Деление заданий на подобные блоки, конечно, условное. Используемые игры и упражнения могут иметь комплексный характер. Структуру игровых сеансов определяют настроение детей, их пожелания, личностные особенности. Можно включать в структуру одного игрового сеанса как все перечисленные блоки, так и только некоторые из них.В работе с детьми с высокой познавательной активностью неоценимый вклад принадлежит, безусловно, родителям. Множество новых знаний, мыслей, достаточно сложных рассуждений приносят в жизнь детей творческие семейные проекты, посвященные самым разным темам: «Книга добрых дел», «Я шагаю по Москве», «Талисманы зимних Олимпийских игр Сочи-2014», «Мамы всякие нужны». Кроме того что такая деятельность значительно обогащает знания детей об окружающем мире, стимулирует желание познавать новое, она приносит множество положительных эмоций и радостных моментов общения ребенка с самыми дорогими для него людьми – родителями.Мы гордимся результатами своей работы! В 2011 году команда воспитанников Центра развития ребенка – детского сада №474 «Ум-Ка» – Саша Косарев, Максим Галимов, Матвей Соколов, Лиза Кващук и Ярослав Стреминь – завоевала I место в Московском городском интеллектуальном конкурсе для старших дошкольников «Знай-Ка».Работая с детьми, мы не стремимся напичкать их готовыми конкретными знаниями. Наша задача – развивать у ребенка способность усваивать новый материал, поддерживать стремление неординарно мыслить и самостоятельно искать ответы с помощью взрослых, рассуждать, делиться собственными впечатлениями и мнениями. Мы верим, что именно этот путь принесет отсроченные результаты, и наши воспитанники смогут гармонично вписаться в сложный современный мир и на долгие годы сохранят жажду познания.Наталья ХРАМЦОВА, педагог-психолог,Наталья КАЛИНКИНА, Нина МУРАТОВА, учителя-логопеды школы №289 (дошкольное отделение ЦРР -детский сад №474)
Комментарии