Удовлетворенность московских семей жизненными условиями связана во многом с перспективами хорошего образования ребенка, обеспечивающего его социальный лифт и жизненную успешность. Одним из параметров социального запроса к городу стало требование обеспечения равного доступа населения к качественному образованию. Различие финансово-экономических ситуаций и ценностных установок семей, а следовательно, и стартовых возможностей их детей требует многообразия и вариативности программ образования, учитывающих в том числе и индивидуальные траектории развития обучающихся. В условиях мегаполиса равный доступ к качественному образованию включает в себя и шаговую доступность образовательных учреждений. Удовлетворение этих параметров социального запроса при условии экономного использования ресурсов – задача, не выполнимая в рамках устоявшихся размеров образовательных учреждений. Этими факторами, в частности, объясняется потребность в создании крупных образовательных комплексов. Кроме того, новый финансово-экономический механизм, введенный для решения проблем обеспечения качественного общедоступного образования, во всей полноте своих возможностей может быть реализован экономическим двигателем укрупнения образовательных структур, которые обеспечат комплексное предоставление услуг по развитию и социализации детей и подростков.
Модель многопрофильного образовательного комплекса с монопрофильными структурными подразделениями (филиалами), предложенная к реализации гимназией №1576, отвечает этим вызовам в полной мере. В этой модели реализованы важнейшие показатели: шаговая доступность дошкольного, начального и среднего школьного образования (с возможностями углубленного изучения ряда предметов); профильность старшей школы (посредством аккумуляции материально-технических и кадровых ресурсов в монопрофильных структурах); школа социализации и школа высоких достижений. Идея предложенной модели комплекса состоит в том, что образовательные учреждения, которые реорганизуются в комплекс, становятся его структурными подразделениями (филиалами) и принимают на себя задачу оказания населению общего для каждого из филиалов (на начальном и среднем звене обучения) и специального (в старшей школе) рода образовательных услуг. Для структурных подразделений в старшей школе специальным станет либо одно из направлений профильного обучения (гуманитарное, филологическое, физико-математическое, биолого-химическое, социально-экономическое, информационно-технологическое), либо направление социализации обучающихся, испытывающих затруднения в обучении, либо работа с мотивированными и одаренными обучающимися (см. схему №1). Структурные подразделения дошкольной ступени обучения также специализируются на удовлетворении разнообразных потребностей населения (лекотека, служба ранней помощи, центр игровой поддержки, группы с различным режимом работы, группы оздоровительной и комбинированной направленности), в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Соответствующим образом выстраиваются дополнительное образование и связи с вузами. В совокупности комплекс обеспечивает необходимые и достаточные вариативные образовательные функции для жителей района.Инна МАЕВСКАЯ, директор гимназии №1576, заслуженный учитель РФ Опасения не имеют оснований Процесс реорганизации системы образования тормозится непроработанностью управленческой и организационной модели крупных образовательных объединений, что вызывает у субъектов образовательного процесса (педагогов, управленцев, обучающихся, родительской общественности) обоснованные опасения в том, сохранятся ли в результате реорганизации школ лучшие образцы педагогической практики и качество образования, уникальность традиций и уклада, созданное вокруг школ социокультурное пространство, а также реализуются ли в полной мере возможности решения тех задач, которые стоят перед системой образования Москвы, в том числе по переходу на новые ФГОС. Гимназия №1576 представила на реализацию проект, результатом которого будет описание модели крупного образовательного комплекса с разработанными и готовыми к тиражированию пакетами локальных актов, моделей управления, специализированных программ и прочее. Информация к сведениюУчастники проекта: научный руководитель – профессор, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, школы №212, 213, 215, 669, 743, ДОУ №384, 631, 828, 831, 2010, 2394.Партнер проекта – НИУ ВШЭПредставленный проект разработан на основе реализации подпрограммы «Общее образование» в рамках государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», которая включает мероприятие по модернизации сети общеобразовательных учреждений.В марте 2013 года проект оформился в городскую инновационную площадку по теме «Многопрофильный образовательный комплекс с монопрофильными структурными подразделениями (филиалами). Структура управления. Функциональная карта». В настоящее время получены предварительные результаты подготовительного этапа реализации проекта.1. Аналитико-диагностические мероприятия в школах, вошедших в образовательный комплекс.1.1. Произошел запуск мониторинга качества обученности ученического состава реорганизуемых школ. В рамках мониторинга используются данные независимых диагностик (в том числе проводимых МЦКО), а также организованы внутренние диагностические мероприятия по русскому языку, математике, иностранному языку и информатике, нацеленные на выявление как общего уровня обученности, так и одаренных обучающихся, способных выполнять нестандартные задачи (интеллектуальный марафон, конкурс проектных работ (http://conf.gymn1576.net/).1.2. Ведется анализ образовательных программ реорганизуемых школ и их учебно-методического обеспечения, в первую очередь по таким предметным областям, как математика, русский язык и литература, иностранный язык, информатика.1.3. Проанализировано финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса в реорганизуемых учреждениях, ведется сравнительно-сопоставительный анализ таких локальных актов, как Положение об оплате труда, Положение о выплатах стимулирующего характера. 1.4. Разворачивается учет и анализ материально-технического обеспечения образовательного процесса в реорганизуемых учреждениях.2. Запуск деятельности рабочих групп по подготовке общих управленческих структур, локальных актов комплекса; совместное «вживание» в целевые задачи, целевая дифференциация и интеграция процессов. На сегодняшний день созданы и работают рабочие группы: группа общей координации процессов реорганизации, состоящая из руководителей реорганизуемых образовательных учреждений и являющаяся прообразом центрального коллегиального административного органа комплекса (совет директоров); группа общественной экспертизы, состоящая из представителей управляющих советов реорганизуемых учреждений, одна из ее целей – подготовка создания управляющего совета образовательного комплекса; группа научно-методической экспертизы, состоящая из представителей реорганизуемых образовательных учреждений и научных институтов, в частности Института развития образования НИУ ВШЭ; группа организации образовательного процесса комплекса, состоящая из заместителей директоров по учебно-воспитательной работе реорганизуемых учреждений, цель которой составление общего учебного плана и создание образовательной программы комплекса; группа по разработке устава и организационно-управленческой структуры образовательного комплекса; группа финансово-экономического обеспечения, направленная на создание общего штатного расписания образовательного комплекса и разработку общих финансовых локальных актов образовательного комплекса; группа информационного обеспечения процессов реорганизации (создание сайта комплекса, внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс и процесс управления образовательным комплексом); группа организации дополнительного образования, цель которой разработка общей системы как дополнительного образования, так и проектной деятельности обучающихся. Полученные результаты позволяют подвести процесс проектирования образовательного комплекса к решению новых проблем и задач. Одной из них стала необходимость смещения фокуса проектирования с образовательного учреждения на обучающегося, что в свою очередь требует ответа на содержательные вопросы педагогической практики, которая будет осуществляться в комплексе. В настоящее время насущной стала подготовка к запуску работы творческих групп педагогов по разным предметным областям для выстраивания содержательных направлений образовательного пространства комплекса. Это в свою очередь возвращает к задаче осмысления как основания для дифференциации структурных подразделений, так и основания для интеграции обучающихся, педагогов и предметных областей в рамках комплекса. Актуальной задачей также остается переход от идеи жесткой профильности к мультипрофильному образованию, что приведет к реализации идеи индивидуальных образовательных траекторий.Валентин МАКАРОВ, заместитель директора гимназии №1576
Комментарии