Государственная программа города Москвы «Столичное образование» на период 2012-2016 гг. включает в себя подпрограммы, напрямую предусматривающие обеспечение качественного и доступного общего образования для москвичей.
В подпрограмме «Общее образование» ожидаемые результаты – качественное образование во всех школах; в подпрограмме «Управление качеством образования» – качество, эффективность, прозрачность системы управления. Последовательная реализация этих подпрограмм определяет современные тенденции реформирования системы образования Москвы: организационные (создание крупных образовательных комплексов); финансовые (переход на нормативно-подушевое финансирование, совершенствование системы оплаты труда учителя); содержательные и методологические (введение ФГОС, Московского стандарта качества образования); профессионального развития педагогических кадров (изменения в системе аттестации и в курсовой системе повышения квалификации). Все это настоятельно требует внедрения новых подходов к управлению качеством образования на школьном уровне.В мировой экономике управление качеством сегодня стало не просто приоритетной задачей менеджмента, но и философией организации, что продиктовано динамично развивающимися технологиями массового производства товаров и услуг. Концепция «Всеобщее управление качеством (Total Quality Management)», принятая и развивающаяся в современной производственной сфере, активно внедряется и в сфере образования, в том числе и в российских вузах, школах, учреждениях среднего профессионального образования.Этому способствует система стандартизации российского образования, которая направлена на совершенствование нормативно-правовой базы: введение ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, ФГОС, единая система аттестации учащихся и педагогических кадров на всех уровнях, единые подходы к организационным структурам, к финансированию образовательных организаций и к оценке их работы. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. впервые определено понятие «качество образования» как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Таким образом, перед каждой образовательной организацией стоит задача добиться как минимум выполнения требований закона в части обеспечения достаточных показателей качества образования, достижения высоких результатов путем реализации инновационной образовательной программы, что может обеспечить конкурентные преимущества, поскольку рынок образования сегодня является высококонкурентным.В гимназии №1518 одной из стратегических задач программы развития стала разработка и совершенствование эффективной системы управления качеством образования. Над этой проблемой коллектив гимназии под руководством директора Марины Фирсовой работает с 2007 года.Основные подходы при разработке системы базируются на принципах TQM (см. схему).Вся деятельность гимназии сфокусирована на удовлетворении образовательных потребностей тех, в чьих интересах осуществляется образовательная деятельность (в центре – потребитель). Это не только наши учащиеся и родители, но и преподаватели, социальные партнеры, профессиональное сообщество – все эти группы имеют свои интересы и мотивацию к работе с нами. Вовлеченность высшего руководства означает личное участие руководителя и всей администрации в решении вопросов, связанных с качеством. Включенность всего персонала – важнейший принцип управления качеством, который предусматривает непосредственное участие всего коллектива в процессе достижения качественных результатов, а следовательно, «победа организации – победа каждого», что ведет за собой как моральное, так и материальное стимулирование за результат не отдельных сотрудников, а всего коллектива.При разработке модели управления качеством в гимназии принята модель «Управление качеством по результатам», в основу которой положена концепция финских ученых в области менеджмента, впоследствии разработанная П.Третьяковым, Ю.Конаржевским, Т.Шамовой для российской системы образования. Модель «Управление качеством образования по результатам» подразумевает тактику управления образовательным процессом, которая способна обеспечить соответствие результатов ожидаемым требованиям представителей внутренней и внешней среды гимназии (учащихся, родителей, органов управления образованием, профессионального сообщества, социума). Модель рассчитана на среднесрочный период, поскольку часть результатов, которые лежат в основе формулирования управленческих задач меняются и дополняются достаточно быстро, в ее основе постановка тактических целей и задач на период, прогнозирование результатов и разработка плана работы. По результатам периода проводятся анализ достигнутых результатов, коррекция существующих стратегических и тактических целей и задач или разработка новых. В соответствии с тактическими целями и задачами мы разрабатываем систему индикаторов качества, которые и стали целевыми показателями в приведенной модели. В качестве примера приведу одну из задач, реализованных в рамках данной модели в период 2007-2009 гг.:Тактическая задача – перевод электронного журнала из экспериментального режима (2007 г. – для 1 параллели) в штатный режим (2009 г. – для всех параллелей).Факторы, обеспечивающие результат:- установка программного обеспечения электронного журнала;- разработка локальной нормативно-правовой базы применения электронного журнала в образовательном процессе;- проведение непрерывно действующих семинаров для всех пользователей электронного журнала: учащихся, родителей, учителей.Результативность (целевые индикаторы):- 100% учителей получили доступ и применяют электронный журнал в образовательном процессе;- 100% родителей и учащихся получили доступ к ЭЖ;- 79% родителей регулярно входят в ЭЖ и получают текущие отчеты;- 69% родителей поддерживают обратную связь;- 87% учащихся используют электронный дневник для получения домашних заданий;- 62% учащихся получают индивидуальные задания.К настоящему времени в рамках действующей модели в гимназии сформирована система показателей качества, обеспечивающих достижение целей и задач развития гимназии. Эти показатели сгруппированы по направлениям, которые составляют суть объекта управления: качество образовательных достижений обучающихся (в системе основного и дополнительного образования); качество образовательных услуг (программ, педагогических технологий, методического обеспечения); качество образовательного процесса (многообразие форм предоставления образования, организация взаимодействия участников, обеспечение безопасности и здоровья учащихся); качество воспитательного процесса (воспитание здорового образа жизни, готовности к непрерывному образованию и труду, готовности к жизни в семье и обществе, воспитание гражданственности и потребности в сохранении традиций и культуры); качество ресурсного обеспечения (материальное, информационное, кадровое); качество сопровождения образовательного процесса (открытость, взаимодействие с научным сообществом, связь с общественностью, взаимодействие с профессиональным сообществом и с органами управления образованием).В целом каждое направление формирует большой поток информации, который необходимо обобщать и анализировать. Поэтому необходимый аспект процесса управления качеством – использование ИКТ для его реализации, поскольку это предполагает большой объем операций с базами данных, дифференциацию и упорядочение информационных потоков о состоянии индивидуального качества образования каждого учащегося, профессионального роста учителя, о состоянии воспитательного процесса, данных мониторинговых мероприятий по всем направлениям. Для обеспечения оперативности в анализе и представлении информации используются локальная сеть, электронный журнал, интернет-портал и другие информационные ресурсы гимназии.В настоящее время есть основания полагать, что такая модель работоспособна, поскольку гимназия занимает устойчивые лидирующие позиции среди образовательных учреждений Москвы по многим показателям, дважды была победителем ПНП «Образование», дважды обладателем гранта мэра Москвы в сфере образования за достижение высоких результатов в образовательной деятельности.Вместе с тем система управления качеством образования в гимназии продолжает формироваться в процессе решения новых задач. Одна из таких задач – процесс организации образовательных комплексов в системе московского образования. С 01.09.2013 г. гимназия №1518 также реорганизована в образовательный комплекс, что требует внесения корректив в соответствующие компоненты системы управления качеством.Цели и задачи образовательного комплекса как образовательной организации в корне отличны от тех, которые стояли перед отдельным образовательным учреждением со своими особенностями образовательной программы, устойчивыми связями с вузами экономического профиля, спецификой системы дополнительного образования, которой до сих пор отличалась гимназия. Новый этап развития диктует кардинальный пересмотр существующей системы управления качеством на уровне образовательной организации и разработку новых подходов к созданию модели и отбору целевых показателей.Анализируя факторы, актуальные на период 2011-2016 годов, мы выделили те из них, которые окажут влияние на формирование будущей модели управления качеством образовательных комплексов: введение в действие нового закона об образовании; введение ФГОС на всех ступенях образования, включая ступень дошкольного образования; формирование Московского стандарта качества образования; система внешнего мониторинга качества образования в системе Московского регистра качества образования и в системе Статград; изменение процедуры и содержания аттестации педагогических кадров; переход к НСОТ, изменение финансовых механизмов обеспечения деятельности ОУ; повышение доли внешней оценки качества образования, формирование рейтингов ОУ; повышение открытости ОУ для социума, электронный документооборот; реорганизация системы дополнительного образования; повышение доступности и вариативности образовательных услуг, инклюзивное образование; повышение рефлексивной составляющей в системе оценки достижений всех субъектов системы образования.Таким образом, задача разработки подходов к формированию эффективной системы управления качеством крупного образовательного комплекса лежит как в сфере научных исследований в области менеджмента образования, так и в сфере практической деятельности, а с учетом сроков реорганизации школ Москвы становится одной из наиболее актуальных.Эта проблема в настоящее время предмет исследования, которое проводит лаборатория анализа содержания программ общего образования МИРО в сотрудничестве с образовательными комплексами Северо-Восточного округа. Гимназия №1518 принимает активное участие в этой работе, и мы надеемся на то, что накопленный опыт в разработке системы управления качеством на уровне образовательного учреждения поможет нам и нашим коллегам найти решение этой сложной задачи.Ольга ПОЛЯКОВА, заместитель директора гимназии №1518
Комментарии