search
main
0

Как удержать технический персонал в школе?

Задача не из легких, учитывая низкие зарплаты техничек. А тут еще и кризис. Увольнения, сокращение неэффективных расходов… Впрочем, кризис, как это ни парадоксально, помогает решить поставленную задачу.

Людмила ДАВЫДОВА, директор Ольгинской школы, Полтавский район, Омская область: Есть одно «но»

Конечно, зарплаты у технических работников школы ниже некуда. Директора всегда старались как-то облегчить их жизнь – и должности совмещали, и премии изобретали. Но с переходом на новую систему оплаты труда все стало сложнее. А ведь подобрать техничек, лаборантов, поваров в школу не так-то просто. Им тоже приходится работать с детьми, а значит, это должны быть люди как минимум образованные. Тем более что наш коллектив работает над программой создания комфортных условий для учеников. Понятно, что на успешную учебу школьников влияет множество факторов, в том числе – насколько уютно чувствует себя ребенок в школе, а это зависит от техперсонала.

В селе найти нужных сотрудников, наверное, легче. И требования у людей пониже, и зарплаты соседей не так «дразнят». Наши «техники» – сами по себе труженики: дома – хозяйство, оно и кормит. Но главное – имеет значение статус: сотрудник школы. Это важно само по себе. В своей работе мы исходим из убеждения, что каждый ребенок талантлив. Более того, я, как директор, считаю, что талантлив и каждый сотрудник школы, надо только помочь ему раскрыться. Может быть, это один из крючочков, который держит людей. У нас, например, почти двадцать лет бессменно работает повар Светлана Петровна Ткачева. По образованию – оператор почтовой связи, по призванию – кулинар и педагог. Работу Светлана Петровна любит, готовит от души. Все 175 ребятишек обязательно приходят на обед. Для удешевления питания в ход идут овощи с собственного пришкольного участка, и дети получают не какой-нибудь сухой паек, а полноценное первое-второе-третье блюда.

В прошлом году купили второй холодильник с вместительной морозильной камерой, в этом – новый котел для нагрева воды. Ежегодно 7- 8 тысяч уходит на приобретение кухонной и столовой посуды. А этим летом одновременно кормили 230 детей, отдыхавших в лагере дневного пребывания.

Светлану Петровну уважают и дети, и взрослые. Иногда, знаете, это поважнее денег. В этом году за организацию горячего питания школа заняла в районном конкурсе 2-е место, Светлана Ткачева не раз награждалась грамотами, благодарственными письмами и школы, и администрации поселения, и района… Но есть огромное «но»! Люди, которые могут работать практически без денег, ради уважения к себе и из любви к труду, – это поколение 45-50-летних. Последнее поколение. Молодежь хочет работать, мы стараемся ее так воспитывать, но она хочет получать за это деньги. Это нормально – это и есть уважение к труду. А что будет, когда последнее поколение энтузиастов уйдет?

Владимир ФОФАНОВ, исполняющий обязанности директора Свердловского мужского хорового колледжа, Екатеринбург: Как удержать техперсонал?

Вопрос каверзный. Но вообще-то в нашем учебном заведении решенный полностью. Технический персонал – это пять уборщиц, два вахтера, два сторожа, две гардеробщицы. В подавляющем большинстве работают пенсионеры, для которых и эти небольшие зарплаты значимы. У уборщиц ставка 3 тысячи рублей, но работают почти все на полторы ставки. В обязанности входит ежедневное мытье полов, протирание парт, подоконников, раз в неделю – протирание дверей. Я сам каждый день проследить за качеством их работы не имею возможности, но любой педагог может и должен сообщить, если увидит, что уборка выполнена некачественно.

У нас работают две молодые женщины, конечно, не целый день – справляются за несколько часов. Здание колледжа довольно большое, больше 2 тысяч квадратных метров. Работы хватает, однако если есть заинтересованность выполнить ее побыстрее, администрация не против. Главное, чтобы всегда в здании был хотя бы один уборщик, мало ли что может случиться в детском коллективе. Вот недавно разбилось стекло в витрине музея колледжа, потребовалось быстро убрать осколки и тщательно вымыть полы.

Как ни парадоксально, но кризис помогает решать вопросы с техперсоналом. Раньше текучка была больше, теперь люди держатся за место. На ставку сторожа, можно сказать, даже есть спрос.

Валентина ПОТЕРЯХИНА, рабочая по комплексному обслуживанию здания, лицей №40, Петрозаводск: Мы не унываем

Я в школе работаю с 2002 года. Зарплату прибавили, но если бы у меня не было пенсии, сложно было бы прожить на эти деньги – за квартиру заплатишь, и все! А работы не убавляется, работы много. Здание школы большое – три этажа, днем здесь трудятся три дневных рабочих. Я работаю и в дневное, и в вечернее время. Получаю около шести тысяч рублей. Днем в мои обязанности входит влажная уборка рекреаций после перемен и уборка классов после уроков.

Труд уборщиц ценят не все. Со стороны некоторых школьников и родителей, бывает, проскальзывает неуважение. Не явное, но чувствуется. Тем не менее мы не унываем. Если бы унывали, работать было бы тяжело.

Комментарий специалиста

Елена МИЛЮТИНА, психолог, Великий Новгород:

– В школе должно быть психологически комфортно всем. И технические работники не исключение. Что для этого обычно делается? Администрация школы выплачивает надбавки и премии. Дает маленькие премии к юбилеям и дням рождения – как правило, эти события отслеживает зам. директора по АХЧ. Дарит коробочки конфет в День пожилого человека. Ходатайствует о награждении грамотой. Во многих учебных заведениях стараются всеми возможными способами материально поощрить работу технического персонала. Но только ли проблема небольших заработных плат волнует этих людей?

Школьный концерт, праздничный вечер – как правило, на эти мероприятия приглашается весь штат школы. Но присмотритесь, не стоят ли, например, в День учителя в сторонке ото всех технические работники школы, в то время как вокруг царит праздничная атмосфера? И можно ли сказать, что в вашей школе дни рождения учителей отмечаются точно так же, как и дни рождения уборщиц и гардеробщиц? Может быть, эти работники ждут в этот важный для них день от администрации признания их заслуг, а не только денежной премии и нескольких слов благодарности?

Важно, чтобы педагоги учили учеников относиться уважительно к людям, обслуживающим школьное здание, не затруднять их и без того тяжелую работу. Пусть не только руководство школы, но и дети поздравят их с праздничной датой. Пусть директор школы лично переговорит с первоклашкой, бездумно бросившим на пол конфетную бумажку, и покажет, что убирать этот мусор должна будет пожилая уборщица. Не только школьный психолог, но и руководство школы обязаны выслушать сотрудника, у которого возникли психологические проблемы – здесь, на работе, или в личной жизни. Чтобы не болело в душе, чтобы работалось легко. А если конфликтная ситуация касается именно школьной жизни, администрации школы не стоит предлагать свое авторитарное решение проблемы, нужно собрать группу людей, которую затрагивает конфликт, и после совместного обсуждения предпринимать действия. Устроить мозговой штурм, собрать мнения работников по данной проблеме. Группы людей, связанных общей работой, например технический персонал школы, склонны к обсуждению проблемы в замкнутом кругу. Поговорили между собой, повозмущались и… ничего не решили. Проблема затягивается, назревает конфликт. Нужно не допустить такого развития ситуации, иначе конфликт будет развиваться по нарастающей. Словом, нужно работать вместе!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте