Нередко родители занимают откровенно потребительскую позицию, а учителя вместо того, чтобы работать с возражениями, «защищаются». Это лишь осложняет школьные конфликты. О том, как учителям и родителям договариваться, не перекладывая все решения на директора, рассказали шеф-редактор журнала «Семья и школа» Анастасия Савина и классный руководитель с 22-летним стажем Анна Аралова.
О трех важных шагах в решении конфликта, по мнению экспертов, сообщает сайт Института детства, семьи и воспитания РАО.
Во-первых, необходимо выяснить, что случилось в реальности. Сначала все участники ситуации должны сформулировать, что именно произошло. В подавляющем большинстве случаев проблема вовсе не лежит на поверхности, и негативная реакция оказывается лишь спровоцированной тем или иным фактором.
Так, родителя может задеть не сам факт получения ребенком двойки, сколько накопившаяся усталость, а плохая оценка, объявленная на родительском собрании, становится лишь последней «каплей». Бывает и так, что педагог перед собранием поговорит с родителем, встав на позицию «защиты», а не поиска решения – в итоге жалоба на педагога поступает директору школы.
Во-вторых, важно услышать и понять другую сторону. Разумеется, обуреваемому эмоциями человеку это не всегда удается. Если услышать он еще и способен, то понять не всегда представляется возможным.
Однако можно постараться взглянуть на ситуации глазами оппонента – это поможет разрешить конфликт. Случается так, что кто-то неправильно понял тревогу или вопрос собеседника. Тогда конфликт оказывается не настолько существенным, ка может показаться сначала.
В-третьих, попробуйте посмотреть на проблему с высоты птичьего полета. Проанализируйте ситуацию, тогда вы поймете, стоит ли немедленно конфликт разрешать, либо эффективнее его на время отпустить.
Эксперты напоминают, что педагогов и родителей объединяют общие цели. Иногда об этом они забывают. Родители жалуются, что на них перекладывают образовательные задачи, а педагоги подмечают недостатки воспитания. Обеим сторонам важно понимать, что им совместно предстоит дать лучшие образование и воспитание. Поэтому важно быть партнерами.
В качестве примеров конструктивной реакции учителя приводят, в частности, следующие.
Мама семиклассника постоянно возмущена большим количеством домашних заданий. Она очень эмоционально высказывает недовольство, не давая возможности учителю высказать свое мнение. Поэтому эксперт советует не пытаться решить проблему с эмоционально возбужденным родителем. Лучше назначить встречу на другое время, выслушать его, затем пояснить, согласно каким рекомендациям задается такое количество домашней работы. Можно обсудить распорядок дня ребенка и понять, как стоит его изменить, чтобы все успевать.
Другой пример: на собрании папа ученика постоянно задавал вопросы, которые касаются только его ребенка, не давая другим родителям возможности поинтересоваться успехами их детей. В таком случае важно помнить, что учитель является организатором собрания, так что контролировать ход встречи обязан именно педагог. Поэтому стоит разделить беспокойство папы ученика и предложить ему выделить время после собрания, чтобы обсудить интересующие его вопросы.
Эксперты также дали 5 рекомендаций, чтобы помочь родителям и педагогам не ссориться.
Важно использовать правильные каналы. Прежде чем обращаться к директору школы, стоит поговорить друг с другом. Иногда можно позвать ребенка и поинтересоваться его мнением.
Полезно брать паузу, чтобы успокоиться. Для обеих сторон проблема важна, так что накал эмоций может зашкаливать. Поэтому надо сказать, что вы расстроены ситуацией, и что необходимо подумать, чтобы найти выход.
Проявляйте уважение. Взаимная критика не разрешит конфликт. О себе и своих переживаниях лучше говорить, занимая «Я-позицию». Уважение себя и оппонента поможет наладить разговор.
Важно сохранять позитивный настрой. Даже сложная проблема решаема оптимальным способом. Для этого нужно приложить усилия.
Не стоит прибегать к защитной реакции, она мешает решать проблемы. Помогите друг другу посмотреть на ситуацию вашими глазами.
Хорошие отношения родителей и учителей являются важным подспорьем в решении проблем. Школьники тогда лучше учатся, чувствуют себя счастливее, не пропускают уроки, участвуют в школьной жизни.
Комментарии