Если бы Дмитрий Сафонов писал не письмо в «Учительскую газету», а рассказ или сказку для своих учеников, он мог подобрать для своего сочинения название, похожее на заголовок моей статьи. Потому что Сафонов человек творческий – пишет стихи, рассказы и даже афоризмы, регулярно печатается в районной прессе, а на английском языке, который преподает в Пчевской средней школе Киришского района Ленинградской области, Дмитрий Николаевич не только говорит, но и остроумно шутит! Это я слышала сама…Говорят, творческие люди чрезмерно ранимы, принимают неприятности слишком близко к сердцу. Возможно, поэтому с ним случилось то, что случилось. Лучше всего об этом расскажет открытое письмо Дмитрия Сафонова в «УГ».
«Мне сложно об этом говорить. Гадко как-то на душе. Но, мне кажется, то, что произошло со мной, не является единичным случаем. Поэтому рассказать нужно. Дело было так. Когда в январе нынешнего года возник вопрос о том, что мне нужно проходить аттестацию, я поехал в Санкт-Петербург в Ленинградский областной институт развития образования. Попросил форму портфолио. В отделе аттестации говорят: «Вы знаете, у нас этой формы у самих нет, но будет не сегодня-завтра. Максимум через неделю. Мы разошлем по районам! Спрашивайте в Комитете по образованию». Ну ладно. Я, правда, пять часов в электричке провел, чтобы это услышать. Жду безмятежно, периодически позванивая в комитет, неделю, вторую, третью. Нет ничего. В конце концов перестал людей беспокоить. В начале апреля мне в школу звонят с кафедры английского языка ЛОИРО, старший методист Голубенко Галина Михайловна: – Дмитрий Николаевич, у нас лежит ваше заявление, вы вообще думаете аттестовываться?! Объясняю ситуацию, дескать, формы портфолио как не было, так и нет. – Смотрите на сайте, в таком-то месте!Я уверенный интернет-пользователь, искать информацию на сайтах умею. Весь сайт перерыл, нет там никакой формы портфолио! На каком-то другом питерском педагогическом сайте нашел нечто похожее. Сделал по этому образцу всякие странные справки, которые там требовались, – что у меня травм на уроках не было, что не жаловался на меня «никто из участников образовательного процесса»… Отзывы коллег, учеников, родителей. Всякая статистика моей деятельности, успеваемость, качество знаний, результативность на ЕГЭ, удостоверения о повышении квалификации, два диплома о высшем образовании, грамоты, благодарности, благодарственные письма – от школьной грамоты до благодарности Государственной Думы. Снова привез все это в Питер. На методиста Голубенко все это впечатления не произвело: – А где ваша методическая разработка? – Не требуется, – говорю, – согласно форме портфолио никакой методической разработки. Разработки методисты с 47-м разрядом пишут, а не учителя! – Пойдемте со мной! Ну пойдемте. Пришли в компьютерный центр, открыла она сайт института, поискала – нет там ничего, да и быть не могло, я же смотрел! Вернулись снова на кафедру. Методист переписала документы, которые я привез, и говорит: – А где видеозапись урока? Напрягаясь не на шутку, отвечаю: – А где написано, что я должен привезти такую видеозапись?! На основании чего вы с меня это требуете? – То есть урока нет? – Урока нет, но вот есть мультимедийные сценарии моих уроков. – Ну не знаю, сможем ли мы вас со всем этим аттестовать! На том и разошлись, назначив заседание на 16 мая. Приехал 16-го. Члены экспертной группы материалы оценивают таким образом: «Это важно, а это не важно!» При этом критерии важности неясны, принцип оценивания неясен! Один раз я не выдержал: «Вы мне ставите три балла, можно узнать, из скольких возможных?» Они дальше продолжают: «Где публикации по профилю в специализированной прессе? Где методические разработки, апробированные в профессиональной среде?»Да что же это делается-то! Речь идет об аттестации учителя на 1-ю категорию, а не о защите кандидатской диссертации! Публикации, которые у меня есть на педагогическую тематику, просмотрены между делом: «Это районка, да и темы публикаций не относятся к английскому языку». Ну, это правда. Я писал о валеологии, о провале в высшем образовании… А позвольте узнать, говорю, у вас много аттестовалось учителей, имеющих собственные авторские разработки, апробированные в профессиональной среде, и публикации в специализированной прессе? Не слишком ли много требуется от учителей? Такой-то справки у меня нет, вроде как справки о том, что я правильно журнал заполняю. Объясняю, что это абсурд, у нас технически нет возможности неправильно вести журнал – нас же проверяют каждый месяц! Нет справки о том, что у меня на уроках хороший морально-психологический климат (в отзыве коллеги об этом написано, но это в расчет не принимается). Снова объясняю, что такую справку должен писать специалист, педагог-психолог, а у нас в штатном расписании его нет. И наконец, задаю ключевой вопрос: – А почему же вы мне на этапе консультации ничего об этом не говорили?! – Это в наши обязанности не входит! (На мой взгляд, феноменальный ответ!) – Из чего я должен был сделать вывод о необходимости предоставить видеозапись урока? – Согласно пункту такому-то «аттестуемый обязан предоставить материалы, позволяющие комиссии сделать вывод о его методической компетенции». – Разве из этого пункта следует, что я должен был привезти видеозапись урока? Таких материалов может быть великое множество! В итоге я набрал 8 баллов при минимуме в 42. Ну и не соответствую высокому званию Дмитрия Николаевича! На следующий день, во вторник, 17 мая, составил жалобу на имя ректора этого института, все очень корректно изложил. Дескать, имели место случаи произвольного толкования новелл нормативных документов, субъективная оценка представленных материалов, отсутствие изначально прилагаемых к заявлению материалов… (Вывод там был такой: «…это дает основание сомневаться в объективности оценки…» Хотя вообще-то это повод для судебного разбирательства!) И попросил организовать проведение повторной оценки. Предыдущее решение отменили, назначили новое заседание на 20 мая. Приехал 20-го. Вяло отмечаю про себя некоторые нарушения. Например, отсутствие представителя обкома профсоюза (я председатель профкома, поэтому представитель должен быть). Но мне не хотелось раздувать конфликт, поэтому в своем заявлении ректору я написал: «Повторная экспертиза проведена. Претензий по процедуре ее проведения не имею». Нервы у меня уже начинали сдавать, и хотелось закончить все это. Сказали, что видеозапись урока английского необходима, потому что у меня нет диплома учителя английского языка. Я преподаватель начальных классов и дипломированный управленец в образовании. Из-за нехватки учителей английского в сельских школах страны многие, я думаю, работают без дипломов. Тем не менее ни о какой возможности, а тем более необходимости получать мне английский диплом за все эти годы и речи не было. Что же получается, я 15 лет был вполне хорош и вдруг внезапно испортился, что ли?! Предложили сделать видеозапись урока в Центре информационных технологий. До 25-го, крайнего срока аттестации, я не успевал. Представители кафедры говорят: «Хорошо! Раз так, мы к вам приедем и посмотрим ваш урок вживую». Что из этого следует? Они приедут к моему директору и спросят: «Как это получилось, что у вас столько лет работает человек без диплома иняза?!» Я испугался. Не за себя, за других людей. Реально я сейчас нахожусь в ситуации, когда мне остается только уволиться из школы. Но я люблю своих учеников. Я 20 лет работаю в школе. Заместитель директора. Помощник депутата. Член общественной палаты района. Человек с двумя высшими образованиями. И я не нужен сельской школе?! Я был на районном профкоме, пообщался с коллегами на эту тему. После меня еще несколько человек вернулись из Питера, оставшись без категории. Все недоумевают: «Что это было?» А недавно видел своего бывшего школьного наставника. Он заслуженный учитель РСФСР, учитель-методист. Он тоже вернулся из этого института без категории и сказал мне следующее: «Мало того что категорию сняли, так у меня еще осталось ощущение, что надо мной издеваются!» Вот именно! Точно такие ощущения были и у меня. Сейчас мое заявление об уходе из школы лежит у директора, пока она меня не отпускает. Что будет дальше, не знаю…» Киришский район, Ленинградская областьОт редакцииРазнообразна педагогическая литература… Об инновационных технологиях книг выпущено немало. А есть старая, забытая книга. Мария Прилежаева, «Юность Маши Строговой». Великая Отечественная. Молодая преподавательница ведет урок в школе. Сидит методист на задней парте. У нашей молодой учительницы по методическому плану – деепричастие. А деепричастие из памяти вон – ей вчера пришла повестка о том, что погиб на фронте любимый человек. И, не помня о плане и деепричастии, бледная, бескровными губами начинает наша молодая учительница читать стихи. Не по плану. По душе. И целый урок сидят, не шелохнувшись, ее озорные ученики. Слушают и что-то понимают начинающими жить сердцами.Творческая это профессия – Учитель! И никто меня не уверит, что настоящий Мастер – это тот, кто умеет мастерски писать бумаги о своем мастерстве, или, говоря цитатой представителя ЛОИРО: «Существенным критерием профессионализма учителя является умение представить систему работы по интересующей его методической теме и проиллюстрировать достигаемыми результатами». Уроком молодой учительницы из повести Прилежаевой методист на задней парте остался крайне недоволен.
Комментарии