Еще недавно был на свете чудный поэт, философ, музыкант и художник Б.У.Кашкин (Евгений Малахин), чье творческое наследие вполне способно заинтересовать серьезных ученых-филологов, искусствоведов. «Народный старик России» и его «букашки» – веселые молодые дарования из неформального общества «Картинник» – украсили унылые дворы в центре Екатеринбурга занятной рисованной настенной азбукой для малых и больших. Например, читаем: «Солнышко глядит в окошко, под которым за лукошко кто-то спрятался… Найди!» Пытливым оком находим кота, лук. Никаких натужно вымученных «слонят в жилете»!
При внешне примитивной «детскости», простодушии сочетание стихов и картинок в неподражаемых лингвистических загадках букашкинского «всеобщего общества» является порождением подлинного таланта, блистательного мастерства, дарит зрителям непокидающее хорошее настроение.
Ныне работающий в Москве поэт-уралец Илья Плохих печатается в толстых и тонких журналах, коллективных сборниках. Его насмешливая и вместе с тем глубоко лирическая интонация узнаваема разновозрастной читательской аудиторией, замечена и отмечена современной критикой.
«Илья Плохих – по существу, готовый поэт, великолепно владеющий формой, в лучших своих стихотворениях – не побоимся это сказать! – восходящий на истинные вершины поэзии», – отмечал известный детский писатель Сергей Иванов (1941-1999). С таким утверждением трудно не согласиться, читая ну хотя бы «Месть двоечника»:
Буду много лет учиться,
Не зевать и не лениться,
Не смыкать в тиши ночей
Над тетрадками очей,
Чтоб, закончив курс учебный,
Получить диплом врачебный,
Сделать строгое лицо
И отправить письмецо:
«Гражданин директор школы,
Приходите на уколы!»
В минувшем году поэт дебютировал отдельным сборником для младшеклассников «Просто так!» (М.: Издательский дом «Аква-Терм» – 16 с.). Читатель, несомненно, обрадуется знакомству с задорными чудаками – героями стихотворений и уморительно-смешных рисунков (иллюстратор книги Виктор Заяц): работящим кузнецом Бобровым, подковавшим деревенских коней и коров (на овец подков уже не хватило), добродушной троицей – конягой, кучером и лохматой собачкой, – путешествующей «то вприпрыжку, то вприпляску», коровой-молочницей – благодетельницей окрестных кошек, исподтишка орудующей в темном шкафу мышью-ворушкой, хитрой пузатой молью из королевского гардероба, фантазерами-частушечниками – обитателями деревни Завираки, где, оказывается, нет «ни одной цепной собаки», а подворья стерегут (попробуй-ка, сунься!) львы и тигры…
Как у наших у ворот
Развалился бегемот.
Он храпит, а нам – забота:
Лазить через бегемота.
И пустое хохмачество, и скучная назидательность равно противопоказаны детской литературе. Иное дело – восторг первооткрывателя вселенной в стихах Ильи Плохих: «Как загадочно для взора все, что видно в щель забора!» Прикоснувшись сердцем к окружающему миру, взрослеющий человек становится отзывчивее, сострадательнее, мудрее.
Многим не хватает понимания:
кости, попадающие в баки,
могут пригодиться для питания
уличной какой-нибудь собаки, –
удрученно напоминает читателям поэт Плохих.
Если вы не в мусор кость выносите,
а тому, кто в ней всегда нуждается,
то и вам однажды все, что просите,
прямо в руки, прямо с неба свалится!
…Недаром произнесено: «Будьте как дети». Надо ли с этим спорить?
Комментарии