…Однажды в редакцию “Учительской газеты” пришла женщина. Как оказалось, она решила пожаловаться на учительницу, которая откровенно и целенаправленно “душит” ее сына. По ее словам выходило, что зарвавшийся педагог занижает оценки, не дает возможности их исправить, скрывает результаты работ, грубит ребенку и т.д. и т.п. А также всячески дает ему понять, что за деньги ума не купишь. (Выяснилось также, что бедная мама была вынуждена нанять репетитора по 15$ за час, дабы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему.) И необходимо было самым решительным образом остановить этот произвол.
Все это я слышал краем уха, поскольку разговор шел в нашем кабинете. Но что-то сразу заставило насторожиться. Ведь если это касается какого-то учителя, то это касается и меня как учителя. И любые претензии к педагогам я воспринимаю как камни в свой огород. Поэтому и постарался тут же представить себе возможные причины такого отношения педагога к ребенку. И начал с самой прозаической. Мамаша имеет возможность платить 15 долларов в час. Значит, семья живет в полном достатке. Не иначе отец – бизнесмен. То есть “новый русский”. Обычно дети в таких семьях не страдают от избытка скромности, такта и прилежания. И ведут себя вызывающе, наплевательски по отношению к тем, кто ниже их по уровню достатка. Тогда понятно: учительница, не имея возможности найти управу на ретивого мальчика, решила отыграться на нем своим единственным оружием – оценками. А заодно доказать его родителям, что она тоже очень важный человек…
А теперь давайте отвлечемся от этой ситуации. Не кажется ли вам странным, что ваш покорный слуга первым делом принялся искать оправдание действиям своей коллеги, а отнюдь не пострадавшей стороне? Но прежде чем дружно осудить такую линию поведения, скажите, положа руку на сердце: а когда в вашей школе случались подобные конфликты, какова была ваша первая реакция?
…Как трудно быть, с одной стороны, эмоциональным, а с другой – беспристрастным педагогом!
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии