Школа начала XXI века во многом отличается от школы 70-80 годов XX века – это очевидно, но, к сожалению, все равно в значительной степени она продолжает оставаться достаточно консервативным социальном институтом, так как, по сути, в основе ее деятельности, как и раньше, лежит процесс формирования у учащихся знаний, умений и навыков, передаваемых через определенный набор учебных предметов и курсов.
Часто вместо прочных фундаментальных знаний учащиеся получают объемную информацию для запоминания, не осваивая способы самостоятельной работы с ней. Деятельностное содержание в образовании подменяется простым набором операций (алгоритмами действия по образцу), доведенных порой до автоматизма. Сегодня редко образовательные учреждения, подводя итоги учебного года, констатируют снижение качества образования своих учеников. Как правило, мы говорим о росте качества, которое подтверждаем количественными показателями обучающихся на «4» и «5», количеством медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, смотров. Но если мы спросим своих выпускников: «Поможет ли вам полученное в школе образование стать успешными в будущем?», они затруднятся с ответом, так как не знают, насколько конкретные предметные знания и умения будут востребованы при их дальнейшей социализации. Ведь в процессе обучения мы своим ученикам редко говорим, что образование, получаемое в школе и вузе, должно быть пущено в оборот, превращаться в капитал и давать прибыль, другими словами, что знания должны работать. А заработают знания только тогда, когда каждый для себя поймет, как их можно использовать в разных профессиональных областях, при решении проблемных ситуаций или незнакомых задач. Успешность выполнения экзаменационных заданий не становится гарантом успешности в будущем. Образование должно соответствовать целям опережающего развития, то есть образование должно начать играть роль локомотива развития. Отсюда следует и основная задача, стоящая сегодня перед школой: на основе ЗУН выявить способности и индивидуальные возможности каждого ученика, нарастить их в процессе обучения, вооружить будущих инженеров, технологов, программистов навыками работы со знаниями и способами их прикладного применения, что позволит им в дальнейшем стать конкурентными, успешными, профессионально востребованными специалистами в высокотехнологичном динамично меняющемся мире.Актуальность проблемы очевидна. Проблема поставлена на государственном уровне, а пути реализации определяет каждое образовательное учреждение самостоятельно с учетом миссии школы, внутренних ресурсов, приоритетных задач, а также запросов опережающего инновационного развития экономики и общества.Администрация школы №1399 совместно с экспериментальными лабораториями ОМЦ СЗОУО (лабораторией управления инновационными процессами, лабораторией мировоззрения и воспитания, лабораторией инструкционно-дидактического дизайна в образовании), опираясь на разработки передовой педагогической науки (НИИ ИСРОО), поставила перед собой цель: выявить реальное состояние образовательного процесса в школе №1399 и разработать управленческие решения для перехода к новой школе, к школе будущего. В качестве главного ориентира для проектирования пути развития инновационных процессов, условия получения высоких образовательных результатов стал образ выпускника.Таким образом, цель была поставлена, а далее уже пришло понимание необходимости решения следующих задач: – определить основные качества, предъявляемые к выпускнику новой школы;- исследовать мнение всех участников образовательного процесса по вопросу «Главные качества выпускника»;- выявить степень сформированности у учащихся базовых способностей (через диагностику);- сопоставить и проанализировать полученные данные с результатами традиционных проверочных работ;- смоделировать ситуацию по переходу к новой школе на основе анализа всех полученных данных.Под руководством зав. лабораторией НИИ ИСРОО И.Николаевой в школе был проведен управленческий аудит, респондентами которого стали педагоги, учащиеся 10-11-х классов, родители. Аудит позволил выявить слабые места в готовности коллектива к созданию новой управленческой модели. Творческая группа, в состав которой вошли администрация школы и руководители экспериментальных лабораторий, предположила, что именно формирование и развитие метапредметных, личностных компетентностей у учащихся потребуют особой подготовки педагогического коллектива. Проводя заседания методических объединений, педсоветы, семинары, анкетирование, изучение проекта ФГОС нового поколения, мы выяснили – педагоги в основном работают с предметным материалом, а работе с универсальными способами деятельности практически не уделяют должного внимания.С другой стороны, не менее активная роль в образовательном процессе принадлежит родителям учеников, поэтому школе очень важно знать и понимать, какие требования к образовательному результату предъявляют родители будущих выпускников. Среди родителей мы проводили опрос-анкетирование, итоги которого стали темой для разговора на педагогическом совете. Родители удовлетворены знаниевым уровнем образования учащихся, но отмечали, что слабо сформированы навыки к самостоятельному социальному действию, навыки организации совместной коммуникации, открытости к инновации. Большинство же учащихся и вовсе ответили, что вопросы социализации и готовности к принятию самостоятельных решений их пока не беспокоят.Таким образом, подтвердилось наше предположение о наличии проблемной образовательной зоны в работе школы со старшеклассниками. Мы выявили возникшие противоречия между реальным положением дел с качеством обучения в образовательном учреждении (которое в достаточной мере соответствует традиционным оценкам состояния обучения) и желаемым, которое, на наш взгляд, напрямую связано с необходимостью изменить видение достигаемого результата своего труда и учителями и учениками.Мы думаем, что наступил тот момент, когда необходимо преодолеть широко распространенные представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то еще, но только не каждый из нас на своем месте. Конечно, педагогам и руководителям школы, как и всякому человеку, свойственно желание сохранять стереотипы своей деятельности до тех пор, пока в этой системе есть возможность оставаться востребованными, но мы понимаем, что если у нас не будет конкурентного преимущества, то поле развития образования не для нас.Исследование ситуации подтвердило наличие разрыва между получаемым результатом обучения и требуемым. Преодолеть этот разрыв решениями типа «увеличить, повысить, догнать» не удастся. Эти лозунги-призывы ничего кардинально не изменят, так как не становятся объективными средствами ликвидации разрывов.Возникла необходимость принятия управленческих решений. Необходимо: – провести диагностику базовых способностей учащихся (по нескольким методикам) совместно с экспериментальной лабораторией мониторинга образовательной успешности учащихся на основе мыследеятельностной педагогики ОМЦ СЗОУО, сопоставить полученные результаты с результатами традиционных контрольных и самостоятельных работ и проанализировать причины расхождения результатов, если таковые будут выявлены;- продолжить работу по повышению профессионализма учителей в области формирования и развития метапредметных компетенций учащихся, организовать работу постоянно-действующего практико обучающего семинара по теме «Технологии мыследеятельностной педагогики как основа роста профессионализма педагога». Наш семинар заработал и дал возможность педагогам ознакомиться с технологиями разработок сценариев учебных занятий, с метапредметными технологиями, со способами работы по формированию базовых способностей учащихся, работой в прорывных проектах;- провести серию открытых уроков с использованием метапредметных технологий с последующей рефлексией в экспериментальных лабораториях ОМЦ СЗОУО.Достижение новых целей следует связывать с необходимостью перехода к новому качеству управления, которое должно обеспечить равновесие коллектива в ситуации выхода в процесс реального развития, когда перестают действовать старые нормы, рушится привычное согласование правил деятельностей разных субъектов, отсутствуют критерии оценки результатов, не хватает ресурсов, не работает структура управления. Это сложно, но отказываться от выбранного направления развития было бы неправильно, поэтому администрация школы не только разработала принципы управления переходов к новому состоянию обучения и развития учеников, но и сделала их ключевой основой деятельности педагогов. Вся управленческая команда включается в процесс перехода к построению новой школы, на каждого члена команды возлагается персональная ответственность за осуществление эффективного управления по своему предметному или функциональному направлению. Весь коллектив школы, каждый педагогический работник должен иметь четкое представление о том, что от него требуется, и осознавать свою роль в контексте реализации инновационного процесса в школе. Повышение педагогического мастерства каждого учителя – залог того, чтобы не оказаться в ситуации, когда профессиональные возможности учителя не соответствуют росту образовательных потребностей учащихся. Научно обоснованное изучение состояния образовательного процесса (диагностика текущих результатов и разработка новых критериев для оценки достижений) – способ увидеть и разрешить возникшие внутренние или внешние противоречия через дальнейшее определение направления приложения управленческих сил. Все эти вопросы системно возникли в ходе работы по включению педагогов в разработку новой модели выпускника школы будущего, мы считаем, что их решение позволит коллективу выйти на более высокий уровень неизбежных перемен. Марина ИВАНОВА-ЛЕКАРЕВА, Елена ШНЕЙДЕР, Татьяна ТРУШКИНА, руководители экспериментальных лабораторий ОМЦ СЗАО
Комментарии