Цели: – дать понятие о тексте и теме текста; – попытаться сочинить коллективный рассказ по плану – шуточным вопросам, затем написать самостоятельное сочинение.
Конспект урока
Учитель: Давайте-ка сегодня поработаем сказочниками. Согласны? Это не такая уж и легкая профессия. Некоторые думают, что сказки сами «лезут» сказочнику в голову, а ему остается только взять карандаш, а еще лучше – перо, и написать то, что сказки нашептывают ему. На самом деле, чтобы заставить сказку разговориться, надо ее долго упрашивать, придумывать всякие хитрости и западни. Но если уж ты мастер на такие хитрости, то сказки сами слетаются к тебе и каждая вещь готова рассказать свою историю. Так было с датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном.
Но мы с вами сказочники начинающие. Поэтому кое-какие хитрости я вам подскажу.
Вы ведь знаете такую игру: начинается она с вопросов, которые заранее всем известны. Вот они (вопросы написаны на доске):
Кто?
С кем?
Когда?
Где?
Что делали?
Чем все закончилось?
Первый играющий отвечает письменно на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И так, пока не кончаются вопросы. Потом ответы прочитываются вслух как целый рассказ. Почти всегда получается очень смешно.
Присмотритесь к вопросам, и вы увидите, что это самый настоящий план для любой сказки. Ну, например: «Жили-были (кто?) старик (с кем?) со старухой (где?) у самого синего моря…». А что делали и чем все закончилось, вы и сами знаете, да?
Дети могут сделать замечание: пропустили «когда?». Это прекрасная возможность предложить им подумать, когда происходило действие сказки Пушкина, при этом свою точку зрения надо доказать (старинная одежда, терема, устаревшие слова и т.д.).
Давайте попробуем, пользуясь нашим планом, сочинить сказку. Сначала выберем главного героя. Почему он главный?
Здесь следует выслушать ответы учеников, затем подчеркнуть, что действие сказки происходит вокруг главного героя или с его участием.
А есть еще и «неглавный» герой (с кем?). Он или друг, или знакомый, может, даже враг главного героя, но в сказке он не в центре событий, а немножечко «сбоку». Вы можете привести примеры главных и «неглавных» героев книг, мультфильмов?
Классический пример такой пары – Винни Пух и Пятачок. Учитель может дополнить ответы детей и такими примерами: Пеппи Длинныйчулок и Анника с Томми; Карлсон и Малыш.
Итак, предлагайте главного героя нашей сказки, а заодно и «неглавного». Но помните, что от того, как вы ответите на первые вопросы – «кто?» и «с кем?», зависит и ответ на вопрос «что делали?». Каким образом? Если вы, например, выбрали волка и зайца, ясно, что в сказке будут сплошные погони. Хотя кто за кем будет гоняться – дело ваше, вы в сказке хозяева.
Здесь начинается импровизация детей и учителя. При выборе пары героев желательно, чтобы они были как можно более удалены друг от друга – герои разных сказок, мульт- и кинофильмов, из газет и журналов, окружающей жизни и т.д. Как у Джанни Родари в «Грамматике фантазии»: «Надо, чтобы два слова (в нашем случае двух героев) разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы сходство их было сколько-нибудь необычным, только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое… целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать».
Пусть кто-нибудь скажет мне на ухо имя главного героя, а другой – имя «неглавного». А потом я скажу имена обоих, а вы решите, достойны ли они жить в нашей сказке.
ИЛИ
Называйте имена героев, которые могли бы жить в нашей сказке. Я их все запишу на доске.
Потом один или два ученика отворачиваются или выходят за дверь, учитель пронумеровывает все имена и предлагает отсутствующим назвать два произвольных числа от 1 до… числа – количества названных имен. Герои под этими номерами и будут ответами на вопросы «кто?» и «с кем?».
Теперь выберем место и время действия сказки. Не стесняйтесь, наши герои могут действовать в прошлом и будущем, в космосе, под водой или в нашем классе.
Варианты ответов обсуждаются, выбирается один, который заинтересовал большинство детей.
А сейчас самое главное. Если мы просто начнем сказку: «Такой-то с таким-то в таком-то году… сбежали с урока белой и черной магии и получили за это взбучку от профессора – чародея такого-то», то сказка кончится через одну минуту и вряд ли будет интересной. Как же быть? А вот как.
Отвечая на вопрос «кто?», мы можем сказать о герое, как он выглядит, что он делал до того, как встретился с «неглавным» героем, в каком настроении они, герои, пребывают и, если нужно, что они любят носить, какое у них любимое блюдо, любимые словечки и т.д. Вот тогда герои, и сказка вместе с ними, оживут.
Например:
Винни Пух только что закончил сочинять очередную ворчалку. Ворчал он, потому что уже прошло три часа с того момента, когда последняя капля меда была слизана со дна последнего-распоследнего горшочка. Прогуливаясь по лесу, он заметил на дорожке небольшой круглый предмет. «Неужели горшочек с медом?!» – подумал Пух. Но предмет подкатился под его лапы и вдруг произнес: «Приятно познакомиться. Я Колобок». Голос у Колобка был сдобным и мягким, как и он сам.
А дальше, узнав о Пуховой беде, Колобок предложил медвежонку отправиться на планету Пчел, где текут медовые реки…
Таким образом, отвечая на первые вопросы, мы полсказки можем сочинить!
А теперь – внимание! Любая сказка или история – это текст. Что такое текст? Посмотрим в учебнике. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Что будет связывать предложения в вашей сказке?
Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно им помочь: в сказке от начала до конца действуют наши герои. В сказке единое место и время. И есть слова, связывающие предложения в тексте.
Вот пример с Винни Пухом. Во втором предложении я сказала: «Ворчал он потому… и т.д.» Кто это «он»? Да, Винни Пух. А откуда вы узнали? Из первого предложения. Значит, первое и второе предложения связаны между собой по смыслу? Конечно! А какое слово им в этом помогло? Слово «он». Какая это часть речи? Правильно, местоимение. Запомните: местоимение служит для связи предложений в тексте.
И еще одна важная вещь. Когда будете сочинять вашу сказку, держите в голове ее тему, иначе история может рассыпаться на множество кусочков. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Например, тема моей истории такова: в ней будет говориться, как Винни Пух с Колобком помогли жителям планеты Пчел победить ужасных разбойников ос, и пчелы в знак благодарности провели большой медопровод прямо к Пуховой планете, чтобы он не знал в меде недостатка, а Колобку, чтобы ему не было скучно, испекли подружку – Медовую Коврижку. И если я буду сочинять историю, я буду эту тему держать в голове постоянно.
Итак, герои выбраны, место и время действия тоже. А дальше – каждый будет сочинять сам, и мы устроим конкурс на лучшую историю о…
Лучшие сказки мы прочитаем в классе.
Софья ГАЛЯН, учитель русского языка и литературы гимназии города Нягани Ханты-Мансийский автономный округ
Комментарии