Цель: Расширять знания детей о полоролевых качествах, создавать атмосферу радостного общения. Задачи: продолжать знакомить детей с понятиями «девочки» и «мальчики»; способствовать формированию у детей знаний о полоролевых качествах детей; познакомить детей со значением имени для человека; развивать музыкальные и артистические способности; развивать умение обращаться друг к другу вежливо, ласково, доброжелательно.
Ход занятия
Звучит музыка о дружбе – «Вот что значит настоящий верный друг».
В зал входят дети и рассаживаются на диваны: девочки и Т.Рощенкова на зеленом, мальчики и Л.Лоскутова на желтом.
Ведущая: Здравствуйте уважаемые зрители! Предлагаем вашему вниманию детскую познавательно-развлекательную программу «Почемучки». Тема сегодняшнего разговора «Мои друзья – мальчишки и девчонки». Позвольте представить вам наших участников!
На зеленом диване – наши девочки:
Скромная Маша
Ласковая Даша
Веселая Кристина
Умница Екатерина
На желтом диване – наши мальчики – сильные, смелые, ловкие, умелые. Это Стас и три Артема, а остальные дома.
Ведущая: Знаете ли вы, дорогие гости, кто же они такие – мальчики и девочки? Из чего же они сделаны? Об этом вам расскажет наша песня.
Песня «Из чего же, из чего же…».
Ведущая: Это, конечно, шутка, а давайте послушаем, что скажут нам об этом наши дети.
Мальчики, что вы знаете о девочках? (Ответы мальчиков.)
А что думают и знают о наших мальчиках девочки? (Ответы девочек.)
Вы все очень хорошо и правильно сказали друг о друге. Но только нужно помнить, что мальчики и девочки – это два разных мира. Они различны по своей природе. Они отличаются друг от друга. И с этим надо считаться. Об этом надо помнить.
Девочка – это будущая женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми. Прощают подругам и мальчишкам их недостатки, не лезут в драку сами и не начинают ее.
Мальчик – будущий мужчина. Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, он всегда готов прийти ей на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчишка, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей, прощает им их недостатки.
Мы хотим, чтобы вы, девочки, выросли прекрасными дамами, а вы, мальчишки, – настоящими мужчинами.
А пока вы только дети, и я предлагаю вам отгадать загадки, загадки – обманки. Слушайте внимательно и отвечайте правильно: кто это, «мальчик» или «девочка»?
«Загадки-обманки»
Весной цветы из одуванчиков
Плетут, конечно, только …
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у …
Коньки на льду чертили стрелочки
В хоккей играли только …
Болтали час без передышки
В цветастых платьицах …
При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь …
Ведущая: Это были загадки-обманки, загадки-шутки.
А теперь все внимание на наших мальчишек. Они сейчас нам прочитают о себе стихи:
«Мы – мужчины»
Пусть плачут сосульки
И ржавые ведра,
И мокрые шляпы: кап – кап.
Но мы ведь мужчины,
Реветь без причины
Нельзя нам по чину никак!
Пускай синяки,
Фонари, даже шишки –
Нельзя нам заплакать никак.
Ведь мы же мальчишки,
А значит – мужчины.
Мы слез не покажем,
Вот так!
Ведущая: А теперь послушаем наших девчонок. Они о себе тоже знают стихи.
Мы – девчонки,
Это значит –
Скромные, приятные
И во всех – во всех делах
Очень аккуратные.
Любим в кукол и посудку
Мы с подружками играть
И подснежники весною
На пригорке собирать.
А поплачем мы немножко –
Это не считается,
Потому что мы – девчонки,
Нам это разрешается.
Ведущая: Замечательные стихи нам почитали о себе мальчишки и девчонки. А я еще про вас знаю, что вы непоседы – на одном месте вам сидеть не нравится. И поэтому предлагаю вам прогуляться в наш магазин и купить себе ту вещь, которая вам понравится. Но одно условие: вы должны будете объяснить, почему вы выбрали именно это.
Девочка: Я купила заколку для того, чтобы прибирать волосы.
Мальчик: Я купил молоток, потому что мне нужно забить гвоздь и т.д.
Ведущая: А я себе в магазине купила бумажных кукол, девочку и мальчика, потому что хочу с вами поиграть. Но прежде отгадайте загадку:
«Без чего человеку
Жить нельзя?»
(Без имени)
Ведущая: У каждого человека есть свое имя, для чего оно дается?..
Каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени. Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при его рождении, и с этим именем человек проживает всю свою жизнь. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого, иначе нам было бы очень трудно общаться и понимать, о ком идет речь в разговоре.
Человека можно лишить всех богатств, званий, прав, но нельзя человека лишить имени. У каждого из вас есть свое имя, которое подарили вам ваши родители. Оно принадлежит только вам. У мальчиков свои имена, а у девочек свои.
Игры с мячом «Я знаю пять имен девочек»,
«Я знаю пять имен мальчиков»
Ведущая: А я хочу вам сказать, что есть и такие имена, которыми называют и девочек, и мальчиков.
Может быть, вы знаете такие имена?..
У наших кукол тоже одинаковые имена. Я предлагаю вам отгадать, как зовут этих кукол, если их имя начинается со звука С.
Вы догадались, как их зовут?..
Девочку зовут Саша и мальчика тоже зовут Саша. А еще их имя может звучать по-другому: девочка – Шура, мальчик Шура.
Когда человек становится взрослым, его называют полным именем. И у наших кукол есть полные имена. Кто догадался?..
А вы знаете свои полные имена?..
Катя, как будет твое полное имя?..
А твое полное имя, Артем?.. и т.д.
Ведущая: Полными именами вас будут называть, когда вы станете взрослыми, но это будет еще не скоро. Нам же пока хочется называть вас ласково: Дашенька, Машенька, Катюша, Артемушка – и предложить вам поиграть в игру.
Игра «Не сердись, улыбнись»
(Правила игры: повернувшись к соседу справа, назвать его ласково и сказать: «Не сердись, улыбнись».)
Ведущая: Спасибо вам за игру, приятно было смотреть на вас и слушать, как вы ласково называете друг друга.
А еще хочется обратить ваше внимание на эту чудесную цветочную поляну, на которой растут волшебные ромашки, сделанные вашими руками и руками ваших родителей. Какими ласковыми и нежными словами называют вас близкие вам люди! Но вы должны помнить, что самое главное слово – это ваше имя.
Присаживайтесь здесь на полянке и послушайте, какая история произошла однажды с мальчиком по имени Петя.
Чтение рассказа Т.Петрушиной «Когда я был маленьким».
Вопросы по содержанию
– Какими словами называла мама Петю?
– Что с ним случилось?
– Почему он долго не мог сказать, как его зовут?
Ведущая: Давайте всегда будем обращаться друг к другу только по имени, ласково и по-доброму, глядя в глаза друг другу.
– Артемушка, прочитай, пожалуйста, нам стихотворение, которое ты выучил к сегодняшней беседе:
– Со Светкой – соседкой
Не буду водиться.
Она то смеется,
То плачет, то злится.
Но мама сказала,
Что так не годится,
Что с девочкой надо
Уметь подружиться.
Что с папой они
Еще с детства дружили
И вместе играли,
И рыбу ловили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно бы, мог подружиться и я!
Ведущая: Как вы думаете, ребята, могут быть друзьями девочка с мальчиком?.. Конечно, дружить могут не только мальчик с мальчиком, и девочка с девочкой, но и мальчик с девочкой. А иногда такая дружба бывает еще крепче, преданнее, надежнее. Друг – это тот, кто с тобой дружит, с кем тебе хорошо и интересно. Он всегда готов помочь и уступить, не будет жадничать, поделится игрушками и сладостями. Друга надо беречь, считаться с его интересами, желаниями и настроением. Если другу грустно, лучше рядом с ним помолчать, если ему плохо – постараться помочь. Он хочет читать – почитайте вместе, хочет играть – придумайте общую игру.
А какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?..
Мы очень хотим, чтобы вы все дружили: не обижали, не огорчали друг друга, помогали, поддерживали, радовали и никогда не ссорились; но если вдруг случилась между вами ссора, то вы могли бы помириться с помощью мирилки. Какие вы знаете мирилки?..
А я вас познакомлю еще с одной:
Ссориться не будем,
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока будем жить!
Закрепим нашу дружбу танцем, который так и называется «Танец дружбы».
Ведущая: Но знайте, что самое главное правило дружбы – делать друг другу что-то приятное, доброе, доставлять радость. В знак дружбы я предлагаю мальчишкам и девчонкам обменяться подарками, которые они смастерили друг для друга.
На этом наша программа заканчивается. Всем гостям спасибо за внимание.
Татьяна РОШЕНЦОВА, Лариса ЛОСКУТОВА, воспитатели старшей логопедической группы, МДОУ, детский сад комбинированного вида «Василек», Советск, Кировская область
Комментарии