Дети с высокими интеллектуальными способностями, с ярко выраженными интересами к тому или иному школьному предмету или виду деятельности, так называемые одаренные дети, не такая уж редкость в нашем мире.
Современные международные исследования в области психологии и образования одаренных детей убедительно показывают, что вероятность будущих высоких достижений этой категории школьников зависит от качества их образования, с одной стороны, и социальной поддержки – с другой. Значит, необходимо, чтобы в школе была такая образовательная среда, которая может обеспечить вызов способностям учащихся, стимулировать их к развитию. Если есть среда, в которой ребенок развивается не только умственно, но прежде всего как личность – учится ставить и отвечать на вопросы, преодолевать трудности, сотрудничать, принимать во внимание существование разных точек зрения, проявлять настойчивость и инициативность, то при таких условиях одаренных людей станет больше. Не обязательно все они получат Нобелевские премии – это единицы, вспышки, но любое открытие, прорыв возникает в определенной среде. И это среда одаренных, высокообразованных и преданных своему делу людей.Надо сказать, что начальная школа – самое слабое звено в школьной цепочке поддержки и развития повышенных интеллектуальных способностей детей. В отличие от подростков подавляющее большинство младших школьников еще не проявляют себя только как математики или химики, им интересно все, но они уже сейчас нуждаются в поддержке и развитии своего высокого потенциала. Такую поддержку могут оказать школы, которые предлагают детям специальные программы, отвечающие их повышенным познавательным потребностям и возможностям, например, в гимназии №1569 «Созвездие» уже много лет ведется обучение по специальной программе творческого междисциплинарного обучения (автор и научный руководитель я, доктор психологических наук Н.Б.Шумакова). Междисциплинарное содержание программы, стержнем которого стало изучение одной из широких тем, например «Изменение», «Порядок», не просто расширяет образовательные возможности обучения, составляя дополнительную часть к обязательной программе, а активно вбирает и многие темы из традиционных курсов, позволяя изучать их на том уровне, который адекватен одаренным детям. Дети имеют возможность размышлять о волнующих их проблемах и закономерностях мирового масштаба и в то же время углубляться в исследование очень узких и конкретных проблем, которые их могут буквально захватывать. При этом учитель только ставит перед учеником ту или иную задачу, дает материалы, а ученик сам, собственными усилиями отыскивает, открывает то, что было открыто или изобретено до него. Таким путем ученик не только приобретает знания, но и учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать. Надо отметить, что с гимназией №1569 «Созвездие» сотрудничают многие школы нашего города и более 60 городов России, учителя которых повышали свою квалификацию в «Созвездии», осваивая программу работы с высокомотивированными детьми и успешно внедряя ее в своих классах.Большое значение в работе с одаренными детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности, имеют музыкальные, художественные и спортивные школы, а также центры детского творчества. Тесное сотрудничество таких школ с общеобразовательными – важный и еще не использованный ресурс в создании наиболее благоприятных условий для выявления и развития детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. Хочется также надеяться, что создание образовательных комплексов приведет к расширению возможностей в поддержке одаренных детей, а родителей, не знающих, куда отдать своего не по годам умного ребенка, станет намного меньше.Наталья ШУМАКОВА,методист гимназии №1569 «Созвездие», доктор психологических наук
Комментарии