search
main
0

Как тебе живется, интеллектуал?

​Пока модернизация образования идет полным ходом и в Москве появляется все больше образовательных комплексов, родители будущих первоклассников ищут ответы на непростые вопросы: в какую школу записать ребенка? Какой учитель нужен ребенку? Какая программа?

Особенно нелегко тем, кто понимает, что его ребенок чем-то сильно отличается от своих сверстников, например, очень любознательный, активный, с блестящей памятью и с не по годам развитой речью. К своим 6-7 годам он успел накопить такой багаж знаний о мире, что у родителей есть все основания беспокоиться о том, не будет ли ему в школе скучно.Дети с высокими интеллектуальными способностями, с ярко выраженными интересами к тому или иному школьному предмету или виду деятельности, так называемые одаренные дети, не такая уж редкость в современном мире. Разные ученые выделяют от 5 до 20 процентов таких детей. Если ребенок или подросток в чем-то заинтересован, то у него должна быть возможность это изучать. Мозг не должен дремать. Как писал выдающийся советский психолог Лев Выготский: «Обучение должно идти впереди развития», иначе оно будет не развивать, а притуплять учеников. Это очень хорошо знают в США и многих европейских странах. Не давая возможности таким детям развиваться в соответствии с их повышенными потребностями и возможностями, общество теряет до 50% одаренных детей.Современные международные исследования в области психологии и образования одаренных детей убедительно показывают, что вероятность будущих высоких достижений этой категории школьников существенным образом определяет качество их образования, с одной стороны, и социальная поддержка – с другой. Значит, необходимо, чтобы в школе была такая образовательная среда, которая может обеспечить вызов способностям учащихся, стимулировать их к развитию. Если есть среда, в которой ребенок развивается не только умственно, но и как личность, учится отвечать на вопросы, преодолевать трудности, сотрудничать, принимать во внимание существование разных точек зрения, то при таких условиях одаренных людей станет больше. Не обязательно все они получат Нобелевские премии – это единицы, вспышки, но любое открытие, прорыв создают в определенной среде. И это среда одаренных, высокообразованных и преданных своему делу людей.В Южном округе для подростков с повышенными способностями и мотивацией к изучению того или иного предмета есть школы с углубленным изучением математики, физики, информатики, иностранных языков. Это хорошо известные и хорошо зарекомендовавшие себя образовательные организации №508, 534, 629, 870, 902, 916, 939, 1034, 1158, 1272, 1451, 1582, 1623. В школах есть профильные классы, учась в которых, подростки получат не только стимулы для развития своих высоких способностей, но и помощь в профессиональном самоопределении, выборе своего жизненного пути. Большую помощь одаренные дети и подростки получают в гимназиях, которые оказывают поддержку в развитии высоких способностей и личности ребенка начиная с самых первых шагов обучения в школе.Надо сказать, что начальная школа – самое слабое звено в школьной цепочке поддержки и развития повышенных интеллектуальных способностей детей. В отличие от подростков подавляющее большинство младших школьников еще не проявляют себя только как математики или химики, им интересно все, они уже сейчас нуждаются в поддержке и развитии своего высокого потенциала. Такую поддержку могут оказать школы, которые предлагают детям специальные программы, отвечающие их повышенным познавательным потребностям и возможностям, например, в гимназии №1569 «Созвездие» уже много лет ведут обучение по специальной программе творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» (автор и научный руководитель – доктор психологических наук Н.Шумакова). Междисциплинарное содержание программы «Одаренный ребенок», стержнем которого стало изучение одной из широких тем, например «Изменение», «Порядок», не просто расширяет образовательные возможности обучения, составляя «дополнительную часть» к обязательной программе, а активно вбирает и многие темы из традиционных курсов, позволяя изучать их на том уровне, который адекватен одаренным детям. Дети имеют возможность размышлять о волнующих их проблемах и закономерностях мирового масштаба и в то же время углубляться в исследование очень узких и конкретных проблем, которые их могут буквально захватывать. При этом учитель только ставит перед учеником ту или иную задачу, дает материалы, а ученик сам, собственными усилиями отыскивает, открывает то, что было открыто или изобретено до него. Таким путем ученик не только приобретает знания, но и учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать. Обогащенное содержание междисциплинарного обучения, творческие методы и атмосфера поддержки познавательной активности, диалога и сотрудничества обеспечивают благоприятные условия не только для развития способностей, но и для наиболее раннего их выявления.Надо отметить, что с гимназией №1569 «Созвездие» сотрудничают многие школы нашего города и более 50 городов России, учителя которых повышали свою квалификацию в «Созвездии», осваивая программу работы с одаренными детьми и успешно внедряя ее в своих классах. Большое значение в работе с одаренными детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности, имеют музыкальные, художественные и спортивные школы, а также центры детского творчества. Тесное сотрудничество таких школ с общеобразовательными – важный и еще не использованный ресурс в создании наиболее благоприятных условий для выявления и развития детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями.Есть надежда, что создание образовательных комплексов приведет к расширению возможностей в поддержке одаренных детей, а родителей, не знающих, куда отдать своего не по годам умного ребенка, станет намного меньше.Ирина ФОКИНА, директор гимназии №1569 «Созвездие»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте