На вопросы отвечает заместитель командующего Космическими войсками по воспитательной работе генерал-майор Александр ЛОПАТИН.
– Какие военные вузы находятся в вашем ведении?
– В системе военного образования Космических войск 3 военных вуза: Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (ВКА), Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск и Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск имени маршала авиации Е.Я. Савицкого. Они готовят офицеров с военно-специальным образованием не только для Космических войск. Ряд выпускников направляется в другие виды и рода войск Минобороны, а также в другие федеральные структуры, где законом предусмотрена военная служба. Подготовка ведется по 37 специальностям инженерного и командно-инженерного профиля. С 2002 г. в связи с острой необходимостью в ВКА им. Можайского началась подготовка по специальности военно-гуманитарного профиля «Организация морально-психологического обеспечения войск».
Офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, или, как раньше говорили, с высшим военным образованием, в интересах Космических войск готовят в ВКА имени А.Ф. Можайского, Военной академии РВСН имени Петра Великого и Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Довузовскую подготовку будущих курсантов осуществляет Военно-космический Петра Великого кадетский корпус, расположенный вблизи ВКА им. Можайского.
– В чем особенности каждого из этих учебных заведений?
– Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга в стенах, где подготовка военных кадров ведется с 1712 г., по праву считается одним из ведущих вузов страны. В ней 6 факультетов, в которые входят 42 кафедры, 14 общеакадемических кафедр, 10 научных подразделений, академических курсов, отделов, служб и подразделений обеспечения.
Академия ведет подготовку по следующим уровням образования: довузовская – через систему заочной физико-математической школы; офицерских кадров командно-инженерного, инженерного и военно-гуманитарного профиля с полным военно-специальным образованием по 31 специальности для Космических войск, других силовых министерств и ведомств. Срок обучения – 5 лет. Выпускникам присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Большое количество специальностей подготовки в академии обусловлено тем, что на вооружении Космических войск состоят несерийные, уникальные по характеристикам образцы, требующие глубоких знаний.
В академии ведется послевузовская подготовка через систему адъюнктуры емкостью на 100 мест и докторантуры на 18 мест; переподготовка и повышение квалификации офицерских кадров с полным военно-специальным образованием по 19 специальностям.
Научные исследования в академии ведут по 4 отраслям наук (военные, технические, педагогические и исторические) и более 30 перспективным научным направлениям, которые определяются как исторически сложившиеся общепризнанные научные школы.
Курсанты участвуют в управлении собственным космическим аппаратом «Можаец». В 2003 г. из стен академии Президент России Владимир Путин проводил сеанс связи с Международной космической станцией.
В целях создания единой целостной системы подготовки специалистов для Космических войск, начиная с 2005 г., организован перевод высшей военной оперативно-тактической подготовки офицеров из Военной академии РВСН им. Петра Великого в Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского.
Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск имени маршала авиации Е.Я. Савицкого структурно состоит из 2 факультетов, 14 кафедр, отделов, служб и подразделений обеспечения. Он готовит офицерские кадры инженерного профиля с полным военно-специальным образованием по 4 специальностям. Послевузовская подготовка ведется через систему адъюнктуры на 18 мест и докторантуры на 4 места. Учебно-материальная база института включает современное лабораторное оборудование, среди которого есть уникальные образцы.
Институт расположен в пригороде Северной столицы – городе Пушкин, в бывшем расположении Лейб-гвардии Екатерининского драгунского полка. Сама атмосфера этого уникального архитектурного памятника способствует успешному освоению курсантами учебной программы, их культурному и патриотическому воспитанию.
Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск – самый молодой из наших вузов, состоит из 2 факультетов, 15 кафедр, отделов, служб и подразделений обеспечения. Он ведет подготовку по следующим уровням образования: офицерских кадров инженерного профиля с высшим военно-специальным образованием по 3 специальностям для Космических войск и послевузовская – через систему адъюнктуры на 15 мест.
На кафедрах института развернута аппаратура командных пунктов, радиолокационных и оптико-электронных средств ракетно-космической обороны, аппаратура передачи данных.
Курсанты института, расположенного в поселке Кубинка Одинцовского района Подмосковья, – постоянные участники многих культурных и исторических мероприятий, проводимых в Москве и Подмосковье. Второй год институт представляет Космические войска в парадном расчете на Красной площади.
Курсанты неизменно занимают призовые места в олимпиадах по математике и информатике, проводимых среди военных вузов. К примеру, в прошлом году на олимпиаде по математике среди 36 военных вузов первое, третье и пятое места заняли вузы Космических войск.
Словом, из стен наших вузов выходят не только грамотные военные специалисты, но и обладающие широким кругозором и патриотическим мировоззрением граждане великой страны.
– Как вы оцениваете уровень образования в вузах Космических войск?
– В том, что временный спад в вузах Космических войск не превратился в системный кризис, огромная заслуга командования и профессорско-преподавательского состава. Их энтузиазм и бескорыстное служение делу позволили не утратить позиции. Реформирование системы военного образования зачастую ставило учебные заведения в весьма сложное положение.
Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск, к примеру, за последние 10 лет был и филиалом Пушкинского училища ПВО, и Московским училищем ПВО, и филиалом Военной академии РСВН. А ведь высшая школа – тонкая материя. Военно-учебные заведения за день в чистом поле не создаются, это десятилетия стабильной и методичной работы. Эти истины нет необходимости кому-то объяснять. Наши вузы прошли сложный период, но все-таки выстояли. Могу утверждать, что уровень образования в них позволяет выпускникам успешно выполнять служебные задачи. Даже то, что курсанты, отчисленные из наших вузов, успешно продолжают обучение в ведущих технических вузах страны, говорит о высоком качестве нашего «космического» образования. Хотя, естественно, отчисление курсантов, пусть даже и единичное, восторга не вызывает. Думаю, большинство выпускников вузов Космических войск благодаря уровню образования и морально-деловым качествам, приобретенным за время учебы, идут по жизни успешно.
– Каков конкурс среди поступающих?
– Вузы Космических войск никогда, даже в самые сложные для армии времена, не испытывали недостатка в желающих приобрести профессию офицера-инженера и получить образование высокого уровня. В последние годы общий конкурс составляет более двух человек на место, а на отдельные специальности – трех человек на место.
– Кто поступает учиться, из каких семей, регионов? Много ли выпускников суворовских училищ, кадетских школ?
– Военнослужащих по призыву в вузы Космических войск поступает сравнительно немного – 1 – 2%. Бывшие суворовцы, нахимовцы и кадеты составляют свыше 10% курсантов.
По социальному происхождению в вузы приходят из семей рабочих – 23,2%; крестьян – 3,5%; служащих – 27,8%; военнослужащих – 39,8%; из других социальных групп – 5,7%. Много курсантов из полных семей, 20% выросли без отца (матери), около 2% – сироты.
До двух третьей курсантов поступают из Северо-Западного и Центрального регионов, немало представителей Южного федерального округа. Сибирь и Дальний Восток представлены не столь широко и в основном детьми военнослужащих. Много ребят поступают из частей Космических войск, дислоцированных за пределами России, в частности из Байконура.
– Не так давно в военные вузы нередко поступали те, кто хотел лишь получить хорошее образование, избежать срочной службы в армии. А как сегодня? Многие ли первокурсники становятся офицерами и продолжают службу после выпуска?
– Анализ показывает, что роста либо сокращения количества отчислений в целом не наблюдается. В среднем за период обучения отчисляется из вузов до 20% курсантов. Среди причин до 50% – отчисления по недисциплинированности, 15 – 20% по неуспеваемости и нежеланию учиться.
Всплеск количества отчислений приходится на 4 курс (в основном по недисциплинированности). Это указывает, что основной мотивацией учебы для некоторых курсантов является уклонение от службы по призыву (год учебы в военном вузе засчитывается за полгода службы по призыву) с одновременным получением незаконченного высшего образования. Законодательство сегодня не определяет ответственность за досрочное расторжение контракта, чем и пользуются некоторые курсанты. Но уверен, скоро эта правовая коллизия должна разрешиться. А случаи досрочного увольнения молодых офицеров в наших войсках единичны и связаны, в основном с семейными обстоятельствами и состоянием здоровья.
– Стоит ли нам перенимать иностранный опыт военного образования?
– В последнее время в печати обсуждается вопрос о переводе отечественной военной школы на американский принцип подготовки младшего офицерского состава. Его суть – в смешанной подготовке военных кадров: сначала в гражданских вузах, затем на специальных военных курсах, где уже готовый специалист переквалифицируется в офицера. Такая система подготовки, естественно, более экономична. Но при этом не учитывается главный момент: российский офицер в первую очередь – защитник Отечества, воспитатель солдат и сержантов и только потом – ракетчик, связист, артиллерист. Чтобы привить такое чувство ответственности, необходимо дать особое военное воспитание, что возможно только в военных вузах.
– В каком состоянии учебно-материальные базы вузов? Каковы перспективы ее развития?
– Обеспеченность образцами вооружения и военной техники в вузах – около 80%. Ведется перспективное и годовое планирование развития и совершенствования учебно-материальной базы. Учебно-лабораторная база включает 598 учебных помещений общей площадью около 64 тысяч квадратных метров, оснащенных средствами вычислительной техники, лабораторным оборудованием, учебно-тренировочными и эксплуатационными комплексами, тренажерами и средствами управления. В составе базы вузов для проведения научных исследований – около 85 экспериментальных установок.
По заключению Военно-научного управления Генштаба комплекс учебно-материальной базы в совокупности с учебно-лабораторной и научно-экспериментальной базой является уникальным и по стоимости, и по содержанию.
– Что представляет собой преподавательский, командирский состав вузов? Многие ли имеют ученые степени? Каковы критерии отбора офицеров на эти должности?
– Вузы Космических войск в целом обладают высоким научно-педагогическим потенциалом – 152 доктора наук (в том числе 83 военнослужащих), 765 кандидатов наук (из них 270 военнослужащих), что позволило нашим вузам достойно пройти государственную аттестацию и аккредитацию.
В вузах действуют 8 докторских диссертационных советов. Емкость докторантуры – 22 должности, адъюнктуры – 130. Эффективность работы адъюнктуры и докторантуры по итогам 2003 – 2004 учебного года составила 80%. Кроме того, за последние 3 года путем соискательства подготовлено 78 кандидатов наук и 16 докторов наук. 89% офицеров вузов имеют опыт службы в войсках.
Сегодня как никогда остро стоят проблемы сохранения научно-педагогических кадров вузов и их воспроизводства.
Анализ показывает, что число кандидатов наук – военнослужащих ежегодно уменьшается на 2 – 3%. Это связано, с одной стороны, с увольнением по выслуге лет, а с другой – оттоком части опытных военных педагогов в другие министерства и ведомства.
Не удалось переломить тенденцию старения научно-преподавательского состава вузов. Средний возраст военнослужащих – докторов наук в наших вузах составляет 50 лет, кандидатов наук – 42 года. Почти 70% докторов наук и около 40% кандидатов наук – офицеры запаса старше 50 лет.
При решении этой проблемы мы думаем не о большем привлечении преподавателей из гражданских вузов, а о сохранении военных педагогов. Военная школа должна готовить свои педагогические кадры, в вузах следует создавать благоприятные условия для педагогического и научного творчества, поощрять и укреплять военно-научные школы.
Особенно остры проблемы повышения квалификации преподавателей. Это и понижение статуса военного педагога, и воинских званий, и противоречия между сроком становления педагога (8 – 10 лет) и предельным возрастом службы (45 – 50 лет), и недостаточное финансирование профессиональной переподготовки офицеров.
Для оценки профессионального уровня и стимулирования его роста используются элементы состязательности на основе системы рейтинговой оценки деятельности преподавателей.
Основные усилия сосредоточены на организации работы по расширению практики подготовки ученых в целевой адъюнктуре, продлению срока службы офицерам-ученым, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, повышению эффективности докторантуры и адъюнктуры, улучшению качества комплектования подразделений послевузовского профессионального образования, уровня организации учебных занятий и педагогической практики с адъюнктами.
Что же касается командиров курсантских подразделений, ситуация близка к тяжелой. Начальник курса штатной категории «майор» практически успевает выпустить всего один курс, после чего его, если это достойный офицер, надо назначать на вышестоящую должность и присваивать очередное воинское звание. В итоге опытных начальников курсов, выпустивших по 3 – 4 набора, у нас просто нет. И пока эта проблема нашими силами неразрешима.
– Какая научная работа ведется в вузах?
– Вузы Космических войск – не только учебные, но и научные заведения. Так, в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского функционируют 32 научные школы и 13 постоянно действующих научно-технических семинаров. С участием курсантов созданы и запущены в космос четыре сверхмалых космических аппарата «Можаец», открывающие новое направление в освоении космического пространства. На базе академии ежегодно проводятся 2 – 3 межвидовые научно-технические конференции, исследовательские командно-штабные военные игры и учения.
Последние 5 лет академия – постоянный участник и призер Международного салона общепромышленной собственности «Архимед». В 2005 г. новаторам академии за серию оригинальных разработок на VIII Международном салоне общепромышленной собственности «Архимед – 2005» вручены Гран-при, 5 золотых и 2 серебряные медали.
Ученые академии работают в тесной интеграции с научной общественностью Санкт-Петербурга. Так, доцент кафедры физики, кандидат физико-математических наук, профессор
П. Рымкевич в соавторстве с учеными Военно-медицинской академии совершил научное открытие в области исследования явления сорбции компонентов плазмы крови. За высокие научные достижения ряд сотрудников академии отмечен премией Правительства России в области науки и техники. Некоторые технологии нашли применение при расследовании причин гибели «Курска». Ряд разработок проходит испытания в ходе антитеррористических операций.
Не намного отстают ученые Пушкинского и Московского военных институтов. Ученые этих вузов за 2004 – 2005 год выполнили порядка 50 научно-исследовательских работ по тематикам строительства Вооруженных Сил, совершенствования образовательного процесса, вооружения и военной техники Космических войск.
– Шефствуют ли ваши вузы над кадетскими школами, классами? Какую роль в системе образования играет довузовская подготовка?
– В системе военного образования Космических войск с 1996 г. действует Военно-космический кадетский корпус, находящийся в Санкт-Петербурге. Наряду с углубленной общеобразовательной программой (математика, физика, информатика) программа военной подготовки кадет Военно-космического кадетского корпуса кроме общевоенных дисциплин включает и военно-профессиональные дисциплины, кадеты знакомятся с развитием ракетной и космической техники, ракетно-космических сил, приобретают навыки изучения воинских коллективов, руководства подчиненными.
На мой взгляд, в целях унификации учебных планов и программ, научного обоснования сроков обучения в закрытых образовательных учреждениях, руководство всей сетью довузовской подготовки молодежи должно быть сосредоточено в одних руках. Как вариант – попечительский комитет во главе с выбранным на заседании учебно-методического объединения вузов или академии военных наук ВС РФ, военачальником – педагогом, фанатиком данной проблемы. К примеру, руководителем всей сети кадетских корпусов в конце ХIХ века был влиятельнейший человек – великий князь Н.Н. Романов.
Военно-космический кадетский корпус – наше любимое детище. Могу заверить, что командование Космических войск приложит все усилия, чтобы в этом учебном заведении мальчишки и впредь учились и военному делу, и общеобразовательным дисциплинам, и активной жизненной позиции в условиях максимального комфорта.
Комментарии