search
main
0

Как стать профессионалом. Проектная деятельность может применять полученные знания на практике

Можно ли в современном мире прожить, не находясь постоянно в пространстве образования? Ответ однозначен: нет. Наша жизнь меняется стремительно во всех ее областях, ежедневно приходится осваивать более современную технику, новые программы, менять свои взгляды и отношения. Каждый из нас становится субъектом образования. Все это влечет за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность. А потому вопрос инновационности в образовании все более актуален.

Во многих и российских, и зарубежных вузах студенты обучаются, как правило, по традиционной системе. Выпускники университетов приходят в школы, не имея навыков владения современными технологиями (хотя и имеют об этом теоретическое представление), потому что сами учились по-старому.Уже много лет мы говорим о различных подходах в образовании, выделяя пассивный, активный и интерактивный. В одном датском учебном руководстве по педагогике они представлены следующим образом: первый – когда кто-то (министерство, преподаватель) определяет то, чему обучающийся должен научиться, то есть какие знания, умения «с точностью до элемента» студент должен приобрести. В этом случае уровень обучения очень легко поддается контролю.Другой подход можно назвать тематическим: знания приобретаются при изучении конкретной темы в рамках учебного предмета. Этот подход в большей степени ориентирован на интересы студента и дает возможность установить связи между ранее изученными областями знаний и новым материалом.Третий подход – проблемно-ориентированный, организованный как проект. Исходный пункт здесь проблема, ее постановка. Этот подход не содержит прямых ответов: «правильно – неправильно». Решения проблемы студенты находят в процессе рассмотрения и обсуждения различных точек зрения на выбранную тему.Конечно, каждый из подходов имеет свое значение, свою ценность и свое место при подготовке специалистов. Каждый имеет свои недостатки и преимущества. Они отличаются друг от друга в том числе и степенью вовлеченности студента в процесс, тем, какую позицию он занимает по отношению к своему обучению – активную или пассивную. Первый подход наиболее распространен и хорошо известен. Роль хорошего лектора в этом процессе трудно переоценить. Результат обучения зависит в большей мере от подготовленности и квалификации преподавателя, тогда как позиция студента как субъекта обучения является скорее пассивной, чем активной.При втором подходе, то есть при работе с выбранной темой, студент более активен, при третьем – проблемно-ориентированном проекте – он находится в максимально активной позиции.Надо сказать, что как первый, назовем его лекционный подход, так и второй – тематически ориентированный – составляют основу третьего, который и является развитием двух предыдущих. Сами по себе проектные идеи не новы и представляют собой свободное исследование предмета обучающимися. Российский ученый В.Н.Стернберг установила, что истоки метода проектов следует искать в Италии в конце XVI в.В современной педагогике метод проектов активно разрабатывается и используется уже более сорока лет. Он все чаще внедряется в систему вузовской подготовки студентов всего мира и все больше завоевывает признание среди профессионалов и дидактов.В предыдущей статье («Учитесь с удовольствием», см. «УГ» №37 от 11 сентября 2012 года) мы ознакомили вас с инновационным в Дании Роскильдским университетом (РУК). А его инновационность как раз и заключается в том, что метод проблемно-ориентированного обучения является главным в этом вузе. В качестве основного именно этот метод был выбран не случайно, он максимально соответствует характеру самого университета – той новой модели обучения, которую университет разработал. Например, одна из особенностей РУКа заключается в том, что университет создавался как новое образовательное учреждение, которое могло бы соединить в себе функции научно-исследовательского института и высшего учебного заведения.Вторая особенность – междисциплинарный подход. Большое разнообразие исследовательских тем и учебных дисциплин объединяется в четыре основных направления, что подтверждает мысль о том, что в реальном мире сложно решить какую-либо задачу в одиночку, то есть силами одного профессионала.Еще две особенности РУКа связаны с ориентацией вузовского образования на социальный заказ общества – как в узком понимании, то есть ориентированном на решение задач датского общества, так и в более широком, международном контексте. Важно, чтобы студенты понимали, для кого их проект разрабатывается, кем и где конкретно работа может быть востребована. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает внимание многих учебных заведений, стремящихся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.Разработкой этого дидактического метода в Роскильдском университете занимаются с момента открытия университета в 1972 году. За это время написано большое количество научно-методической литературы относительно разных специальностей и различных ситуаций обучения. Учитывая основные характеристики метода, его определение формулируется в РУКе следующим образом: «det problemorienterede, eksemplariske, tvrfaglige og deltagerstyrede projektarbejde», что означает «проект – это проблемно-ориентированный метод обучения, основанный на междисциплинарном подходе и направленный на совместную работу студентов в группе по теме, выбранной самой группой в соответствии с интересами ее участников».Студенты начинают учиться по этому методу с первого дня своего обучения в университете. Происходит это так. Перед студентами всего курса, примерно 100 человек, выступают по очереди 8 преподавателей – руководителей проектов с короткими презентациями тех областей, которые находятся в сфере их научных интересов, предлагая студентам определиться с направлением работы на ближайшие полгода и сделать свой выбор. Студенты распределяются в группы по 2-8 человек в зависимости от собственного интереса к одному из предложенных преподавателями направлений работы.Педагогический подход РУКа основывается на той идее, что студент лучше освоит профессиональную подготовку, если начнет с поиска и постановки проблемы по интересующей его тематике. Формулируемая проблема должна осознаваться участниками группы как реальная, и решение ее должно быть найдено в рамках одного из выбранных студентом образовательных циклов: гуманитарного, гуманитарно-технологического, естественно-научного или социального.Если обучение проблемно ориентировано, то речь идет не только о теоретических знаниях студентов, а о том, чтобы научиться понимать, как и какое конкретно научное знание можно использовать для решения определенных проблем. Это означает, что за время обучения в университете студент должен научиться при помощи научных знаний находить конкретные подходы к решению практических, профессиональных, социально значимых задач.Метод проекта как метод обучения позволяет научиться (обратите внимание, не научить, а именно научиться) детально исследовать и разрабатывать определенную тему в сотрудничестве с преподавателем, который в данном случае находится в роли научного руководителя. Каждая проектная студенческая группа работает со своей темой и своим руководителем в течение семестра.Итак, работа по проекту строится на пяти основных положениях: 1. Формулирование проблемы: что принимается в качестве основного вопроса проекта: что вы хотите исследовать? 2. Цель исследования: почему вы хотите это исследовать? 3. Эмпирическая база исследования: какой фактический материал будете использовать для решения проблемы? 4. Теоретическая база исследования: в рамках какой теории будете исследовать выбранную проблему и при помощи каких методов? 5. Методики проведения исследования: как вы будете осуществлять намеченный поиск?Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции преподавателя и определяется принципом педагогической поддержки развития студента в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Поэтому преподаватели, которые приходят работать в РУК из других университетов, например Копенгагенского, где преобладает традиционная система преподавания, получают предложение пройти подготовку в специальном центре «Университетской педагогики», являющемся подразделением университета. Подготовка преподавателя к роли руководителя проблемно-ориентированного проекта включает в себя разные направления: теоретические основы проблемно-ориентированного проекта, теории обучения, суть и особенности ведения метода проблемно-ориентированного проекта как метода обучения, функции руководителя проекта, позиция руководителя проекта в роли экзаменатора.В процессе выбора студенческой группой темы исследования внимание преподавателя направлено на то, насколько выбранная тема находится в «зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский) данной группы студентов, то есть преподаватель должен почувствовать и понять, насколько данная тема открывает возможности для роста участников группы.Ответственный момент в руководстве проектом заключается в оказании помощи студентам при постановке и формулировании проблемы. Преподаватель должен следить за тем, чтобы процесс поиска нужной формулировки осуществлялся в соответствии с определенными принципами, первый из которых: предмет исследования должен… удивить студента, то есть произвести эффект неожиданности, парадоксальности, противоречивости, восхищения, изумления, то есть должно быть то, о чем можно воскликнуть: «Надо же, как это удивительно! Почему это так?» Таким образом, условием к началу работы над проектом является любознательность и мотивация со стороны участников группы к изучению именно этого вопроса.Другим важным условием работы преподавателя является помощь студентам в постановке рабочей гипотезы, которая должна быть фактически научной и грамотно звучать. Проблема должна быть совершенно реальной и с точки зрения практики представлять определенную ценность. В ходе работы над проектом формулировка проблемы может уточняться и изменяться. В течение всего периода работы происходит постоянный анализ хода проекта, его рабочего процесса.Одна из функций преподавателя в роли руководителя проекта – фасилитация учебного процесса. Здесь важно умение преподавателя задавать проблемные и наводящие вопросы, создавать доброжелательную атмосферу в группе, позитивный настрой на решение задач.Кроме того, преподаватель в роли руководителя проекта должен иметь хорошо развитое умение слушать и обладать высоким уровнем развития коммуникативной культуры.Отметим еще несколько профессионально значимых качеств руководителя проекта. К ним относятся: спокойная и стабильная манера общения, умение ставить четкие границы своего личного и профессионального пространства, открытость диалогу, отсутствие напряжения в общении, способность дозировать информацию – то есть давать собеседнику столько информации, сколько необходимо для размышления, и при этом не подавлять его.И конечно, та область, в которой преподаватель является руководителем проекта, должна быть преподавателю хорошо известна и совпадать с его собственными профессиональными интересами.Есть несколько принципиальных моментов и в организации работы. Один из них – заключение договора. Договор заключается между студентами и иногда между студентами и преподавателем. Также определяются условия работы группы над проектом, в том числе такая деталь, как, например, за сколько дней до встречи студентов с руководителем проекта студенты должны послать ему материал.Обсуждение в группе проходит активно и продуктивно. Для проведения обсуждений студентов по проекту в университете существуют специальные учебные аудитории, которые заранее заказываются группой или преподавателем. По окончании обсуждения сделанные группой выводы записываются и становятся основанием для дальнейшего продолжения работы над проектом. Завершается работа экзаменом.Экзамен проходит в форме защиты проекта. На экзамене каждый студент защищается самостоятельно, несмотря на то что работа написана коллективно.Экзамен принимают два человека – руководитель проекта и цензор. Цензор – это независимый, внешний эксперт, приглашенный из другого учебного заведения, предприятия, фирмы. Задача цензора прочитать, оценить письменный текст и затем прийти на экзамен, чтобы послушать устную презентацию проекта и вместе с руководителем оценить работу студента. По завершении защиты цензор и руководитель проекта приходят к коллегиальному решению об оценке экзаменуемого.Болонский процесс выдвигает новое требование к качеству профессионального образования – включение студентов в различные активные виды деятельности. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения студентов и готовность их к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических задач. Роскильдский университет достиг значительных успехов в обучении студентов с помощью проектных технологий и рад поделиться своими достижениями с российскими коллегами.​Ирина АХМЕТОВА, кандидат педагогических наук, доцент Российской государственной академии правосудия, Россия;Маргарита ПОПОВА, кандидат педагогических наук, научный сотрудник Института психологии и образования Роскильдского университета, Дания;Андерс Сиг АНДЕРСЕН, кандидат педагогических наук, директор Института психологии и образования Роскильдского университета, Дания;Серэн ДЮПОН, кандидат педагогических наук, руководитель центра повышения квалификации «Университетская педагогика» Роскильдского университета, Дания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте