search
main
0

Как стать носителем социальности, или В поисках общественной мысли

Стратегические цели образования всегда обращены в будущее, когда особое значение приобретают задачи изучения общественной мысли, понимания смысловых полей и ценностей. Казалось бы, при чем здесь философы, историки, культурологи, социологи в их академическом классическом виде? В чем их роль? Мы так усердно готовим школьников по обществознанию, но на практике не можем найти применения таким высокообразованным профессионалам. Почему есть непонимание в обществе роли социальных и общественных наук? Возможно ли существование без культурных и научных разработок, создающих прецедент движения и развития человечества?

С сиюминутной практической точки зрения кажется, что социальные и тем более общественные науки легки и доступны для понимания. Традиции материалистического мировоззрения диктуют: «Есть только то, что вижу и могу потрогать». Техногенность в научных изысканиях порождает стремление изучать и преобразовывать только физическую картину мира. Так рождаются мифы, что каждый, кто прочитал книгу по философии, – философ, по психологии – психолог, по истории – историк. Часть общественных наук, например экономика, уходят в схоластику и математическую статистику, забывая о своем предназначении. Появляется целый пласт «неносителей социальности» в мышлении, которые не понимают, что общество – особая модель социума, что человек как элемент социума является мерой всех вещей.

Мы не можем забывать, что наука не только решает технологические задачи, облегчающие человеческое существование, но и как составная часть культуры направлена на исследование человека, его наследия, ценностей и смыслов, общественного устройства, описание социальных институтов и связей. Мы видим, что современная школа актуализирует вопрос привития ценностей подрастающему поколению. Звучат философские темы, требующие исследования. Например, «Изучение структурных изменений в обществе», «Хронотоп», «Становление личности и социальных связей», «Проблема знания в современном мире». Несомненно, социальный запас знания в обществе включает изучение личностной и социальной ситуации развития, ее пределов, представление о социальных позициях, стратегиях поведения индивидов, вопросы идентификации, поиска подрастающим поколением, и не только, своего предназначения и призвания. Тем не менее ощущается потребность в глобальном всеобщем гуманитарном просвещении, когда возродится понимание универсального и системного в образовании, вновь обретут общественный смысл и свое социальное предназначение роли «мыслитель», «поэт», «писатель», «художник». Философ Александр Никифоров утверждает: «…сейчас, как никогда, важны философские размышления о дальнейшем пути развития человечества и нашей страны».

Опыт античных софистов как носителей устремлений к исследованию и рассуждению доказывает, что у человека нет другого критерия, кроме как познание самого себя. Так, пропуская воспринимаемое через себя, как через призму, он видит и понимает мир таким, каков сам. Вопрос понимания скорее, чем знания, становится особенно важным. Мы часто забываем, что истина может быть субъективной и восприниматься как отдельное мнение. Древнегреческий философ-софист Протогор в своей «Антилогии» отмечает: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии». Только человек способен оценить (измерить) окружающий мир. Платон впоследствии подтвердит, что быть мерой – означает обладать критерием познания. Традиции мыслителей Древней Греции способны помочь современному подрастающему поколению тем, что дают принцип, на который стоит ориентироваться в познании, рассуждении и реальных действиях. Сознание первично, а идея есть двигатель созидания. Где их искать? В гуманитарном мировом наследии, в ощущениях научного поиска и понимания, во вдохновении и трепете, получаемых от соприкосновения с произведениями искусства, которые созданы человеком для человека. Исследователь Тейяр де Шарден в работе «Феномен человека» отмечает: «Центр перспективы – человек – центр конструирования универсума, поэтому к нему следует в конечном счете сводить всю науку».

Но возможно и обратное – дефицитарность целостного научного понимания мироустройства возникает при восприятии многообразия без развития способности устанавливать смысловые поля в представлении мира. Когда не складывается тот культурный пласт гуманитарного понимания. Как быть в такой ситуации? Думаю, что следует попробовать уйти от однозначности и простоты в более глобальное системное понимание глубинных процессов человеческого устройства. Важны научные опоры, ориентиры в приобретении знания. Желание учиться думать и рассуждать порождает понимание, создает импульсы для самостоятельного поиска. Академическое сообщество способно не только дать «мыслительную пищу» для ума, но и предложить экспертные оценки для обсуждения. Оно стимулирует интерес школьников, учителей, родителей, который в будущем может стать отправной точкой движения в профессиональном поиске своего предназначения. Хотелось бы надеяться, что социальность тем даст важный ценностный ориентир для выпускников, которые вольются в будущем в большую студенческую семью, став творцами универсума.

Елена УЛУНЯН,

психолог-эксперт, победитель гранта Москвы-2002, ведущий специалист ЦКРОО РАНХиГС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте