С этого номера материалы под рубрикой «Новая цивилизация» будут публиковаться еженедельно. Сегодня она открывает заочные курсы «Технология ученического самоуправления». Это своеобразный университет знаний, которые необходимы российским педагогам, осознающим свою ответственность в воспитании граждан сегодняшней и завтрашней России, в том числе будущих государственных деятелей, политиков, бизнесменов, для которых мысль и дело всегда сочетаются в органическом единстве, для которых жить – значит действовать ответственно и эффективно для страны, для себя.
Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация», кафедра социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ и редакция «Граждановедения» (приложение к «Учительской газете») объявляют об открытии заочных курсов «Технология ученического самоуправления» на 2003/2004 учебный год.
Цели и задачи курсов:
содействие повышению воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений России за счет организации и развития ученического самоуправления;
оказание квалифицированной помощи педагогической общественности в подготовке к созданию авторской модели ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении;
знакомство педагогов с имеющимся опытом функционирования ученического самоуправления в различных общеобразовательных учреждениях России;
стимулирование деятельности педагогических коллективов по организации и развитию ученического самоуправления.
Слушатели курсов – на данных заочных курсах могут обучаться все заинтересованные лица, наличие высшего педагогического образования необязательно.
Условия зачисления на курсы. Для официального зачисления на курсы необходимо:
заполнить и прислать по адресу редакции анкету слушателя (см. образец ниже);
заполнить и прислать анкету «Школьное самоуправление сегодня: проблемы и перспективы»;
выслать копию квитанции о подписке на газету «Граждановедение».
Сроки проведения курсов. Курсы проводятся с 1 мая 2003 г. по 1 июня 2004 г.
Формы обучения
Еженедельная публикация учебных материалов по всем темам программы курсов в газете «Граждановедение». Каждая тема программы будет опубликована в специальной рубрике «Заочные курсы «Технология ученического самоуправления»
Консультирование слушателей курсов – публикация ответов на вопросы в газете в специальной рубрике «Консультация»
Рецензирование материалов зачетных работ, присланных слушателями (каждому слушателю высылается официальная рецензия по указанному им адресу).
Преподавательский состав
Александр Сергеевич Прутченков, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ, главный научный сотрудник Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, начальник отдела подготовки кадров и научно-методического обеспечения МООДиМ «Новая цивилизация», научный руководитель курсов;
Марина Альбертовна Шкробова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ, ведущий специалист МООДиМ «Новая цивилизация»;
Татьяна Владимировна Болотина, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой социально-политического образования и права АПК и ПРО МО РФ, директор центра гражданского образования;
Татьяна Геннадьевна Новикова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой развития образовательных систем АПК и ПРО МО РФ и другие.
В качестве консультантов привлекаются ведущие специалисты, практики, директора школ, где долгие годы успешно функционирует ученическое самоуправление.
Все слушатели курсов, успешно сдавшие зачеты, предусмотренные программой, получают специальный сертификат-свидетельство об окончании заочных курсов.
Слушатели курсов, приславшие наиболее интересные авторские модели, будут приглашены на Всероссийский учительский форум «Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра», который будет проходить в рамках Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления, проводимого Министерством образования РФ в 2003/2004 учебном году (информационное письмо Минобразования №28-51-253/16 от 2 апреля 2003 г.). О точных сроках и месте проведения данного форума будет сообщено дополнительно в газете «Граждановедение».
Программа заочных курсов «Технология ученического самоуправления»
Раздел 1. Теоретические аспекты организации ученического самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения
Тема №1. Понятие самоуправления, место ученического самоуправления в системе школьного самоуправления.
Тема №2. История развития школьного самоуправления.
Тема №3. Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
Тема №4. Основы моделирования самоуправления в образовательном учреждении.
Тема №5. Основные модели ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Тема №6. Оценка качества модели ученического самоуправления.
Тема №7. Оценка эффективности функционирования ученического самоуправления.
Тема №8. Детские и молодежные общественные организации как партнеры органов ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Тема №9. Социально-психологические и организационно-педагогические проблемы использования различных моделей ученического самоуправления.
Раздел 2. Игровая технология организации ученического самоуправления
Тема №1. Педагогические возможности игровой технологии.
Тема №2. Модель ученического самоуправления «Демократическая республика».
Тема №3. Подготовительный этап «Демократической республики».
Тема №4. Общественно-политический этап «Демократической республики».
Тема №5. Правовой этап «Демократической республики».
Тема №6. Экономический этап «Демократической республики».
Тема №7. Итоговый этап «Демократической республики».
Тема №8. Педагогические условия эффективного применения игровой технологии ученического самоуправления.
Зачетная работа – авторский проект «Модель ученического самоуправления в нашем общеобразовательном учреждении».
Раздел 3. Технология обучения актива старшеклассников
Тема №1. Обучение актива ученического самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения.
Тема №2. Обучение школьного актива в учреждениях дополнительного образования.
Тема №3. Общий замысел летнего лагеря актива старшеклассников.
Тема №4. Лагерь актива МООДиМ «Новая цивилизация». Основные этапы технологии «Ньюландия».
Тема №5. Общественно-политический этап «Ньюландии».
Тема №6. Правовой этап «Ньюландии».
Тема №7. Экономический этап «Ньюландии».
Тема №8. «Школа лидера» – специальная программа обучения школьных активистов в условиях летнего лагеря.
Зачетная работа – авторский проект «Модель летнего лагеря актива».
Раздел 4. Внутренние и внешние коммуникации ученического самоуправления
Тема №1. Роль школьных СМИ в работе органов ученического самоуправления.
Тема №2. Интернет-сайты как средство коммуникации органов школьного ученического самоуправления.
Тема №3. Технология работы с сайтом «Терра интернета».
Зачетная работа – авторский проект «Модель деятельности школьных СМИ».
Анкета слушателя заочных курсов
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата рождения:
3. Место работы:
4. Должность:
5. Полный почтовый адрес учреждения:
6. Рабочий телефон:
Факс, e-mail и т.п. (на ваше усмотрение):
7. Опыт работы в области воспитательной работы
8. Что вы ожидаете от участия в данных курсах?
9. Как вы собираетесь использовать знания, приобретенные на курсах, в своей профессиональной деятельности (отметьте в пустом квадрате):
во внеклассной работе с учениками школы
в работе учреждения дополнительного образования детей
в работе детского оздоровительного лагеря
Другие варианты (либо более развернутый ответ)
10. Знакомы ли вы с технологиями «Новой цивилизации»? Да Нет
Если «да», то с какими, в каком объеме? Если вы уже обучались на курсах МООДиМ «Новая цивилизация», укажите, по какой программе и когда (год и месяц)
11. Участвуете ли вы лично или ваше образовательное учреждение в таких программах, как:
«За гражданское воспитание»
«Социально ориентированные школы»
«Я – гражданин России»
Другие программы и проекты гражданского воспитания
12. Есть ли в вашей школе предмет «Граждановедение»? Да Нет
13. Информация, которую вы хотели бы сообщить о себе дополнительно
Дата ___________________ Личная подпись ________________________
Анкета «Школьное самоуправление сегодня: проблемы и перспективы»
Уважаемые коллеги!
Перед началом работы наших заочных курсов просим вас ответить на вопросы этой анкеты. Ваши ответы помогут составить более полную картину о состоянии школьного самоуправления и наметить планы по его развитию. Заранее благодарим за вашу помощь и желаем успехов!
Раздел 1. Общие вопросы
1. Для чего, с вашей точки зрения, необходимо в школе самоуправление?
2. Считаете ли вы, что школьное самоуправление повышает эффективность обучения и воспитания школьников? Чем или за счет чего?
3. Нужно ли развивать ученическое самоуправление в современной школе? Почему?
4. Зачем самоуправление для самих учащихся? Что дает участие в ученическом самоуправлении самому школьнику и какое влияние оно может оказать на его будущую жизнь?
5. Что школьники могут делать самостоятельно, без помощи педагогов, участвуя в ученическом самоуправлении?
6. В каких делах при функционировании ученического самоуправления детям необходима помощь взрослых?
7. Какими должны быть органы ученического самоуправления в школе? Их возможные полномочия?
8. Какие условия необходимы для того, чтобы ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении развивалось успешно?
Раздел 2. Ваш личный опыт
9. Есть ли ученическое самоуправление в вашей школе? Если «да», то ответьте на следующие вопросы:
10. С какими проблемами вы сталкиваетесь при организации ученического самоуправления?
11. Есть ли в школе специальный документ, регламентирующий деятельность органов самоуправления, в том числе ученического?
12. Какова роль учащихся в выработке и принятии основных положений этих нормативных документов?
13. Выполняют ли органы ученического самоуправления функцию защиты прав и интересов учащихся? В чем конкретно это проявляется?
14. Как вы можете охарактеризовать стиль взаимоотношений классных руководителей, других педагогов с учащимися – активистами ученического самоуправления?
15. Кто является наиболее активным участником самоуправления в вашей школе? Есть ли опасность «звездной болезни» актива? Если есть, каким образом вы предупреждаете это?
16. Как вы привлекаете учащихся к участию в ученическом самоуправлении?
17. Заметили ли вы какие-либо положительные изменения в вашей школе после введения ученического самоуправления?
18. Участвуют ли родители ваших учащихся в процессах самоуправления школой?
19. Кто еще оказывает реальную помощь вашей школе по вопросам самоуправления?
20. В чем состоит ваш личный вклад в организацию самоуправления в вашей школе?
21. Если в вашей школе нет ученического самоуправления, то почему?
22. Хотите ли вы создать ученическое самоуправление в вашей школе?
В заключение краткая информация о себе:
1. Ваш педагогических стаж
2. Место работы
3. Должность
4. Есть ли у вас личный опыт участия в работе органов ученического самоуправления? Помог ли этот школьный опыт вам в дальнейшей жизни? Если «да», то в чем конкретно?
Еще раз благодарим за ответы на вопросы анкеты!
Комментарии