Предстоящее окончание эксперимента и введение в 2008 году обязательного единого государственного экзамена уже сейчас вскрыло многие проблемы с преподаванием математики в школе, заставило пересмотреть привычные концепции и казавшиеся незыблемыми установки. Своими мыслями по этому поводу я и хотел бы поделиться. Я живу в небольшом сибирском городке Ачинске с населением чуть больше 150 тысяч человек. Проработав несколько лет в школе, перешел в вуз, но никогда не терял связи со средним образованием. Уже 10 лет я занимаюсь со школьниками по программам Новосибирского и Красноярского государственных университетов. И то, что ко мне приходят старшеклассники практически из всех школ города (а их у нас восемнадцать), позволяет взглянуть на проблему преподавания математики в нашем городе в общем, не ограничиваясь рамками одной школы. Конечно, ребята, с которыми я занимаюсь, прямо скажем, «уровня выше среднего», но как раз они и задают ту верхнюю планку, к которой должен стремиться каждый настоящий педагог. Ведь если мы не сможем научить этих – талантливых, любознательных, жадно «пожирающих» знания, то об остальных и говорить нечего.
Давайте согласимся с тем, что учитель перестал быть единственным грамотным «парнем на деревне». Наши ученики знают сегодня больше нас. Посмотрите, какая информационная лавина обрушивается на их головы. Телевидение, интернет, а более или менее разумные из них еще и читают. У учителя не только нет времени на усваивание такого объема информации, но и физической возможности – мозг взрослого человека менее восприимчив к новому. Конечно, не всем детям такое обилие новых знаний «идет впрок». Конечно, эта информация хаотична и отрывочна. Но у некоторых из них количество переходит в качество. В точном соответствии с диалектикой, экзамен по которой каждый из нас в свое время сдавал. Такие юноши и девушки и есть главное богатство страны. Наше будущее.
В создавшихся условиях единственная для нас, учителей, возможность – это стать настолько «крутыми» профессионалами в своем предмете, чтобы ни один вопрос ученика, ни одна задача не ставили нас в тупик. А это под силу только людям увлеченным, я бы даже сказал, фанатично преданным своему предмету. Начинать реформу мы должны с себя. Ведь всем известно – чтобы научить ребенка решать задачи, нужно сначала научиться их решать самому. А сегодня на вопрос о задачах блока «С» ЕГЭ ученик вполне может получить такой ответ (свидетелем которого был я сам): «Эти задачи мы решать не будем, т.к. в этом году все равно будут другие». Вам, уважаемые коллеги, не стыдно? Мне очень. А ведь проблема по большей части надуманная. Все задачи ЕГЭ, включая и пресловутый блок «С», далеко не олимпиадного уровня. Это просто грамотно сконструированные задания, для решения которых требуется свободное владение пусть различными, но тем не менее шаблонными и всем известными приемами и методами. Научиться решать такие задания, а затем научить решать их школьников не должно быть проблемой для любого человека с достаточной базовой математической подготовкой. Единственное условие – решать, решать и решать. Не застывать на месте, быть в курсе современных методик, помнить, что наша задача не «выдать материал» ученикам, а научить их тому, что умеем и знаем сами.
К сожалению, таких учителей, которые не превратились в «говорящий вариант учебника» не более пяти на сотню. (Да простят мне метафору про «говорящий вариант учебника» уважаемые коллеги, но, право слово, побывав на иных уроках, можно подумать, что некоторые из нас, кроме единственного учебника, в жизни не видели ни одной математической книги.) Возможно, в центре это соотношение не такое катастрофическое, но у нас, в сибирской провинции, эти пятеро и тащат на себе все образование города.
Да, у нас у всех есть свои проблемы. Да, зарплата учителя, мягко сказать, не вдохновляет на великие свершения. Но даже если всем сейчас платить по миллиону, то положение не изменится ни на йоту. Все так же эти пятеро и будут готовить всех наиболее разумных выпускников к экзаменам и олимпиадам. Так, может быть, стоит подумать о достойной оплате этих пятерых? Похоже, в нашем правительстве пришли к такому же выводу. Некоторое количество неких грантов будет распределено. Обещано, что система отбора очень хорошо продумана и не оставляет места двоякому толкованию. Поживем, увидим.
Но даже это не решит проблемы жесточайшей нехватки настоящих, хорошо подготовленных педагогических кадров. Учителей, которые действительно могут научить ребенка, а не просто дать урок. А критерий, по которому можно оценить работу любого из нас, не нужно изобретать. Он уже существует. Это единый государственный экзамен. Критерий, конечно, во многом несовершенный, но лучше такой, чем никакого. Впервые у нас появилась возможность достаточно объективно оценить качество нашей работы (а оно, как известно, определяется конечным результатом), причем выраженное в так любимых сердцу любого математика цифрах. Все очень просто: если мой ученик сдал ЕГЭ на 90 процентов, то я сработал хорошо, а если на 70 процентов – то где-то что-то упустил. И не нужно говорить, что ЕГЭ – это одно, а школьная программа – совершенно другое. Государство ясно показало, какой уровень подготовки оно хочет видеть от выпускника, что он должен знать и уметь. А значит, и программы нужно приводить в соответствие с этими требованиями.
Кстати, о нашей школьной программе, в частности по математике. Уже много лет, не знаю для какой цели, в умы школьников и их родителей вбивается мысль о том, что программа с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Интересно, кто первый придумал эту несусветную чушь. По сравнению с 60-ми годами программа настолько упростилась, что сейчас она доступна для любого, самого среднего школьника. То есть если ваш ребенок хорошо разбирается в литературе, но абсолютно не понимает математику, то либо в вашей семье не создано нормальных условий для учебы, либо, что более вероятно, попробуйте перейти к другому преподавателю. Миф об усложнении программы выгоден как раз тем, кто не желает ничего менять в таком уютном и привычном мирке, где уроки можно проводить по одному, на веки вечные, учебнику, где экзаменационные работы приходят в виде номеров из одного и того же сборника, да и работы эти проверяешь ты сам (за исключением медальных, но мы сейчас говорим о среднем уровне). Уютно! Привычно! А по-моему – страшно. Профессиональная смерть хуже физической. Нет ничего ужаснее, чем изо дня в день заниматься нелюбимым делом. А дело, в котором не хочешь совершенствоваться, не может быть любимым.
Пару лет назад во время разговора о проблемах преподавания математики в школе заместитель начальника управления образования нашего города спросила меня, что я предлагаю для улучшения сложившейся ситуации. Я ответил: «Собрать всех математиков и дать им какой-нибудь вариант ЕГЭ. Те, кто решит хотя бы на четверку, могут преподавать дальше». В ответ она (кстати, сама замечательный математик с огромным педагогическим опытом) грустно сказала: «Тогда в школах никого не останется». А одна из завучей пожаловалась, что в ее школе есть отличные педагоги-математики, но они, к сожалению, не умеют решать задачи. Дорогие мои, уважаемые коллеги, не бывает хорошего учителя математики, который не умеет решать задачи. Он может быть хорошим человеком и, наверное, может быть учителем, но чего-то другого. Задача – это наш идол, наш бог, наш кумир. Умение решать и способность научить этому других – это единственные критерии, по которым может быть оценена наша профпригодность. И, что самое главное, наши ученики оценивают нас с этих же позиций. Единый государственный экзамен выявил это со всей определенностью. А с окончанием эксперимента и введением в 2008 году обязательного ЕГЭ иных критериев не останется вообще. И слава богу.
Единый государственный экзамен необходимо как можно скорее вводить хотя бы потому, что он заставил многих из нас по-новому посмотреть на то, как и что мы преподаем. Вынудил перестать пассивно следовать одному, раз и навсегда выбранному учебнику. Потребовал разработки новых подходов решения нестандартных задач. Расшевелил застывшие методики преподавания математики в школе. Но все это происходит очень и очень медленно. Коллеги, подумайте, если сегодня вы еще можете поставить тройку выпускнику, получившему на ЕГЭ неуд, то через три года эта двойка перекочует в аттестат. И как вы будете себя чувствовать, зная, что вся дальнейшая жизнь этого юноши или девушки будет омрачена из-за вашей некомпетентности, неспособности научить… Времени осталось немного, но оно есть, его вполне хватит, чтобы наверстать упущенное, познакомиться с новыми наработками, поднять собственную математическую культуру до современного уровня. Было бы желание.
Ачинск, Красноярский край
Комментарии