Александр ЯКУШЕВ живет в карельской Питкяранте и преподает английский в двух школах. Почему? В республике отчаянно не хватает педагогов математики, физики и английского. Вот и принял учитель ответственное решение: сотрудничать и работать сообща. На нагрузку, кстати, Александр не жалуется. Признает, что да, велика, особенно если совмещаешь ее с классным руководством. Классным папой Александр работал с 2002 по 2015 год. Теперь эту роль он выполняет, когда требуется замена.
Наше заочное знакомство с Александром началось на этапе его вхождения в конкурсное движение. Статный мужчина с добрыми голубыми глазами, который не затерялся среди конкурсантов, не скуп на улыбки и говорит приятным голосом. Он дал фору многим и стал победителем на уровне республики.
– В городе, районе стал героем. Достиг таких высот, что появилось ко мне повышенное внимание, несмотря на то что в Питкяранте и районе уже был победитель республиканского конкурса, – делится впечатлениями учитель. – Весь год участвовал в событиях и конкурсах в составе жюри, был экспертом. Интересовались моим мнением, приглашали на праздники как официального гостя. Помню, как вел концерт и меня представили как учителя года Карелии. С первого дня победы в региональном конкурсе мне почти каждый день приходилось что-то комментировать. Случалось и так, что журналисты пытались вывести меня на негативные комментарии, найти сенсацию там, где ее нет. На самом деле все месяцы этого конкурсного года я чувствовал поддержку коллег и специалистов Карельского института развития образования.
Второй момент нашей заочной встречи – видеовизитка, которую Александр представил для участия в российском конкурсе. «Делали все небольшой командой. Помогала мне видеооператор. За два дня задачу решили», – скромно говорит учитель, уточняя, что пришлось и сценарий придумать, и сделать больше сотни дублей для поиска оптимального ракурса.
Карелия, увидев визитку Александра Якушева, взбодрилась. Социальные сети разрывались от радостных комментариев и гордости. Вот он какой – учитель года-2021, любит Карелию, постоянно путешествует: и в походы ходит, и на лыжах катается, а о собственной школе говорит с любовью и признанием ее важности, незаменимости даже. Александр, окончив вуз в 2001 году, пришел преподавать в родную школу. Получился мини-фильм о том, как живет учитель моногорода Питкяранта, где градообразующим предприятием является целлюлозный завод, а находится он на берегу самого большого в европейской части России Ладожского озера.
На вопрос, узнают ли учителя Якушева в городе, Александр отвечает без излишней скромности: узнают.
– Чувствую, что повысился авторитет и среди учеников, и среди коллег. Конечно, победа в республике – значимое профессиональное достижение для меня. Стал увереннее в себе после участия в региональном и российском этапах конкурса. Теперь необходимость провести открытый урок или мастер-класс не вызывает дискомфорта и ненужных вопросов, прежде всего у меня самого. Надо провести, значит, сделаю. Главное, чтобы была задумка. Так я ощутил собственный профессиональный рост, уверенность. Готовясь к конкурсу, читал много литературы по педагогике, психологии, и, соответственно, уровень осведомленности в этих вопросах тоже вырос. Прошлым летом, например, проштудировал «Педагогическую поэму» Макаренко. Книги Гипенрейтор, Петрановской тоже прочел, – рассказывает учитель.
Несмотря на большое количество поездок в этом году, Александр Якушев продолжил основную работу в школе №1 Питкяранты с совместительством в школе №2.
– У меня существенная нагрузка в первой школе и 9 часов в роли совместителя. Вторая работа – это не пытка. В таком режиме продолжаю работать уже пять лет, – констатирует он.
Александр Якушев не считает себя строгим учителем. Говорит, что буквально несколько недель требуется, чтобы отладить дисциплину в пятых классах, когда изучение языка становится уже серьезной наукой, а далее начинается погружение в среду, для которой строгость и не нужна. Чтение, аудирование, игры, первые контрольные, двойки за которые можно исправлять, кстати. И да, домашние задания. Александр не считает, что без них можно обойтись. Язык – это структура, изучение которой просто необходимо подкреплять постоянными, но неизматывающими занятиями и выполнением заданий.
– Не люблю, когда днями, неделями, месяцами ребенок не выполняет задания, а потом за один день все пытается наверстать. Не дело это, – уточняет педагог. – Совсем иначе воспринимается, если человек занимается, но что-то ему не дается. Вот тут важно помочь, поддержать, объяснить, придумать.
Кстати, с подачи внештатного помощника министра образования и спорта Карелии Александра Якушева на уровне всей республики случилось важное обсуждение. Оно было из разряда «не было бы счастья…». В один из послеконкурсных дней российского финала педагог согласился на интервью с региональным изданием.
Текст вышел резонансным, из него следовало, что учитель года Карелии остается один на один в подготовке к конкурсу. Справедливости ради стоит отметить, что в подготовке конкурсантов участвует Карельский институт развития образования (КИРО). Так что это не совсем уж испытание одиночеством. Но между тем еще два педагога – преподаватель информатики Евгений Кустов из поселка Рабочеостровск Кемского района Республики Карелия и учитель истории Григорий Сузи, который на момент участия в конкурсе преподавал историю и обществознание в гимназии №17 Петрозаводска – подтверждают, что конкурсанту важно ощущать поддержку на российском уровне. Учитель не должен приезжать один. Важно, чтобы был сопровождающий, а в идеале и не один.
«Побеждает команда!» – не раз говорил Евгений Кустов на разного рода педагогических событиях после участия в конкурсе 2019 года. Тогда же он принял руководство карельской региональной общественной педагогической организацией «Учитель Республики Карелия». В 2020 году стал сопровождающим для Григория Сузи на российском этапе конкурса. И вот уже три участника организации в унисон повторили: да, конкурсанту на уровне Федерации нужна поддержка. Важно, что заговорили об этом мужчины. Возможно, их услышат, и учитель года Карелии-2022 Наталья Усова отправится на конкурс с командой поддержки.
– На конкурсе я был с супругой, – рассказывает Александр. – Она для меня и имиджмейкер, и психолог, и друг. Одному пришлось бы сложно!
К словам Якушева прислушались в карельской региональной общественной педагогической организации «Учитель Республики Карелия». Именно теме устойчивого успеха в российском конкурсном движении посвятили обсуждение участники российского финала разных лет. Мнения педагогов вновь совпали: мало методического сопровождения, нужна поддержка плечом и присутствием. Именно из этой дискуссии в КИРО родилось предложение создать ставку для специалиста в Министерстве образования и спорта Карелии, который станет курировать конкурс, начиная с регионального этапа, чтобы до финала в регионе добирались самые талантливые, перспективные, самобытные. Об этом редко говорят в самой республике, но не в каждом районе северного края проходит «Учитель года». Иногда не хватает участников, но чаще – понимания значимости конкурса на местах. И даже если участников набирается не так много, районы могут объединяться, для того чтобы творческое состязание проходило на достойном уровне.
В ходе обмена мнениями к той трансляции подключился математик Алексей Доронин из Москвы. Не первый год он предлагал организаторам конкурса (Алексей всегда душой болеет за конкурсантов и выражал желание быть экспертом карельского конкурса) поделиться собственным опытом участия в одном из главных педагогических событий года. Состоялась любопытная дискуссия о роли учителя. Так, Александр Якушев сравнил учителя с актером, а урок – с мини-спектаклем, вспомнив об отлично срежиссированных выступлениях Стива Джобса, которые всегда вызывали восторг и удивление публики.
– С этим согласны не все, у каждого свое мнение. Не спорю, что быть паяцем учителю не надо, но права быть актером другого амплуа не отдам! – весьма категорично поясняет собственную позицию Якушев.
Таким образом он возразил лауреату «Учителя года»-2011 Алексею Доронину (на момент участия в региональном конкурсе работал в Державинском лицее Петрозаводска. – Прим. ред.), который не согласился с режиссерским подходом к уроку. В этом очень интеллигентном противостоянии чувствуется сила двух конкурсантов разных лет из Карелии. Такое живое, настоящее, полемичное обсуждение минувшей весны возродило веру в то, что педагогика не абстракция, даже один учитель может инициировать важное для будущих и настоящих учителей обсуждение. Попутно оно затронет и смысл, и содержание урока. Именно в таком диалоге чувствуются мощь и сила характеров, разность подходов и возможность выбора собственного учительского амплуа.
По традиции кабинет Александра Якушева отремонтировали на 500 тысяч рублей. Так глава Карелии Артур Парфенчиков поощряет победителя профессионального конкурса в регионе. С этой мерой поддержки Александр не вполне согласен.
– Возможно, это актуально для того, у кого в кабинете ничего не сделано или нет техники. Считаю, что это могло бы быть и адресным поощрением, потому как педагогу в год участия в российском финале предстоят серьезные расходы, связанные с поездками, корректировкой стиля и иными тратами, – делится соображениями Александр.
Для справки: в Карелии за победу в региональном конкурсе полагается 30 тысяч рублей, которые учитель с огромной долей вероятности потратит на подготовку к финалу.
– Если мы говорим о статусе учителя, то именно о нем и важно позаботиться. Это не цветы, не яркие фотографии и обещания. Это то, что реально сделает жизнь учителя лучше, – уверен Александр Якушев.
На вопрос о том, что больше всего педагога радует, Александр отвечает:
– Когда у учеников все складывается в жизни. Особенно рад, если пригодился английский, позволил достичь поставленной цели. Радуют обычное ученическое спасибо за урок и просто бывший ученик, который расскажет, как сложилась его жизнь.
Да, учитель надеется, что 2023 год, объявленный в России Годом педагога и наставника, кардинально улучшит жизнь профсообщества и повысит престиж профессии.
– О своем выборе после окончания факультета иностранных языков я не жалею, – говорит учитель. – Моя школа камерная, небольшая, ученики и учителя хорошо знают друг друга. Мы с радостью принимаем в наш коллектив творческих молодых педагогов и новых учеников.
Кроме преподавания английского Александр отвечает за работу школьного сайта и электронного журнала. Организация дистанционного обучения тоже стала обязанностью педагога.
– Мне нравится учиться самому и делиться знаниями с другими. Каждый такой вызов – это стимул стать лучшим в профессии, лучшей версией себя, – признается учитель, уточняя, что его ученики успешны в конкурсах и олимпиадах, поступают в российские и иностранные вузы.
Самое главное для учителя, что его ученики могут использовать английский в своей реальной жизни и не боятся общаться.
– Могу научить многому, но еще больше хочу узнать. Как не вспомнить Петра I, который на личной печати вырезал слова: «Я ученик и нуждаюсь в учителях». Эти слова находят отклик и в моей жизненной позиции, – рассказывает Александр Якушев, признаваясь, что черпает силы в природе и активном отдыхе, которые вдохновляют на поиски путей гармоничного развития каждого ребенка. В ответ учителя вдохновляют ученики.
– У меня есть уникальная возможность быть вечно молодым рядом с ребятами. Идя в школу первого сентября, как и в любой другой день, я не считаю дни до пенсии. Пока я чувствую в себе силы, буду отдавать их главному делу своей жизни – школе. Тот выбор, который я сделал 20 лет назад, оказался правильным, потому что я выбирал сердцем, – говорит Александр Якушев.
Мария ГОЛУБЕВА, Карелия
Комментарии