Приокский – один из центральных районов Нижнего Новгорода. Он довольно молод, но быстро растет и развивается и сейчас переживает заметный подъем рождаемости. Все эти обстоятельства вносят свои коррективы в работу районного управления образования и социально-правовой защиты детства. Какие именно – об этом наша беседа с начальником управления Натальей БорисовнойФОМИНОЙ.
– Приокский район расположен в нагорной, скажем так, центральной части города и, как следует из названия, тянется по высокому берегу Оки, – рассказывает Наталья Фомина. Район компактный, на его территории много предприятий и научно-исследовательских институтов, связанных с различными отраслями промышленности, в основном с автоматизированными системами и радиоэлектроникой. Таким образом, большинство населения района – научно-техническая интеллигенция и высококвалифицированные рабочие, так что образовательные учреждения должны соответствовать. Преимущество района по сравнению с другими – большая парковая зона, простирающаяся вдоль окских откосов – любимое место отдыха приокчан. Наша нижегородская «Швейцария» (именно так называется парк) в последние годы стала еще более красивой и благоустроенной. Район на глазах молодеет, появилось много новостроек. Одна из самых важных – пристройка к 11-й школе, которую мы ждали почти 10 лет. Это практически еще одна новая школа. Сданы два корпуса 48-й, самой большой школы, расположенной в густонаселенном микрорайоне Караваиха. Оба корпуса оснащены самым современным оборудованием, прекрасной мебелью. Планируется реконструкция и основного центрального корпуса. В сентябре этого года введен в строй новый детский сад №271 на 100 мест. Это долгожданное событие для родителей дошколят микрорайонов улицы Горная и поселка Дубенки. На территории десяти школ построены спортплощадки с полиуретановым покрытием, которые используются круглый год, а в школе №45 построен современный физкультурно-оздоровительный комплекс. Одним словом, наблюдается заметный прогресс в совершенствовании материальной базы всех образовательных учреждений. Так, например, новой школьной мебелью полностью оснащены классы первой и второй ступеней. В каждой школе имеются по 2 компьютерных зала, создается единая компьютерная образовательная среда. – Наталья Борисовна, а чем вы особенно гордитесь?- 48-я школа специализируется на компьютеризации образовательного процесса – там создана единая локальная сеть, появилась интерактивная система голосования, электронные микроскопы для кабинета биологии, метеостанция для кабинета географии, электронный планшет для рисования. В фойе школы установлена информационная электронная панель для новостей, расписания занятий и справочной информации для родителей. Школа стала районным Ресурсным центром по оснащению образовательного процесса новейшими информационно-коммуникационными технологиями. На ее базе проходят обучение учителя и воспитатели других образовательных учреждений района. На сегодняшний день наша задача – сделать все, чтобы каждый учитель и воспитатель, какого бы он возраста ни был, не только овладел компьютером, но и активно использовал современные информационные технологии в своей деятельности.- По-видимому, если я поняла правильно, у вас нет проблем с учителями информатики. А как с другими специальностями? Неужели полная кадровая обеспеченность?- Проблем с преподавателями информатики у нас действительно нет. Было время, когда не хватало учителей начальных классов, теперь вопрос решен. Безусловно, вакансии есть, но они единичные, то есть проблема решается в рабочем порядке, без особых трудностей.- Расскажите о системе дополнительного образования. Наверное, у пап и мам с учеными степенями весьма высокие требования к организации досуга своих вундеркиндов?- Известный в городе клуб имени Кринова выполняет функцию районного Дворца культуры и, к сожалению, не может вместить всех желающих заниматься в его кружках и студиях. На сегодня в клубе создано 57 групп, в них более 760 детей и подростков. Маловато в районе социально-культурных учреждений: нет бассейна, нет хорошего крытого льда, где могли бы заниматься наши дети. – Вы владеете статистикой: сколько в районе социально неблагополучных семей и детей-сирот?- Число сирот, к сожалению, растет. Брошенных детей, то есть имеющих родителей, но не имеющих заботы, стало меньше. Профессионально работают специалисты отдела защиты прав детства. Активно развивается семейное устройство детей: оформление опеки, усыновление, увеличивается количество приемных семей.- А если семья в целом нормальная, но неполная и мама осталась без работы – как вы ей помогаете?- Детям из таких семей мы предоставляем вне очереди место в детском саду, чтобы ребенок большую часть дня был сыт и находился под присмотром и чтобы маме было легче найти работу. Органы соцзащиты помогают ей материально. Кстати, с отделом соцзащиты мы тесно сотрудничаем: проводим совместные комиссии, разрабатываем программы и мероприятия. – Наталья Борисовна, несколько слов о себе.- Мой стаж управленческой деятельности почти 10 лет. Считаю, что прошла хорошую школу и за это благодарна своим учителям. Муниципальную службу начала в должности главного специалиста, затем была заместителем начальника управления и вот пять лет назад стала руководителем. Должна сказать, что сразу ощутила потребность в юридическом образовании и поэтому окончила Нижегородскую правовую академию. По первому образованию я учитель английского и немецкого языков. Начинала трудовую деятельность в школе, к сожалению, проработала недолго, затем преподавала в институте, причем не у нас, а в Украине – так сложилась судьба. Когда возвратилась в родные пенаты, учительскую деятельность пришлось бросить. Перешла в дошкольное учреждение из-за сына, который часто болел. – Но зато теперь вы, наверное, знаете специфику каждого вида педагогической деятельности?- Да, это правда. Получилось, что я прошла все ступени образования, и это очень помогает в работе. Начинающему руководителю бывает сложно разобраться во всех тонкостях и особенностях работы подчиненных. Я же их знаю изнутри. Стараюсь принимать участие во всех мониторингах, проводимых школьным отделом, часто бываю в образовательных учреждениях, чтобы быть в курсе событий, которые происходят в школах и детсадах. Безусловно, я доверяю специалистам управления, тем не менее должна все видеть собственными глазами и иметь полную информацию обо всем.- С чем связана такая дотошность?- В последнее время поступает много звонков от родителей по самым разным вопросам. Родители теперь очень активные. Они доверяют нам самое дорогое, что у них есть – детей, и вправе требовать квалифицированной работы воспитателей и учителей. И это правильно. Многие пытаются активно влиять на образовательный процесс. Моя же задача компетентно ответить на все вопросы родителей, если надо, защитить права педагогов и разъяснить им их обязанности.- Наталья Борисовна, какие проблемы для вас как руководителя становятся сегодня первоочередными?- Появилась проблема с дошкольными учреждениями. Казалось бы, район по численности населения не самый большой, но последний всплеск рождаемости поставил нас в затруднительное положение – очередь в дошкольные учреждения возросла. В 2011 году планируется реконструкция бывшего детского сада №5 на улице Батумской – раньше он принадлежал заводу НИТЕЛ, а во время демографического спада в нем обучались ученики школы №48. После реконструкции получим 100 дополнительных мест. К сожалению, в районе пока нет практики выкупа квартир на первых этажах жилых домов для организации там домашних детсадов, но мы думаем об этом в перспективе. Речь идет о муниципальном учреждении, когда воспитатель группы в пять-семь человек – работник близлежащего детсада. Это решило бы проблему. Нижний НовгородКомментарийТатьяна ТРАМБИЦКАЯ, начальник отдела капитального ремонта и обеспечения материально-технических условий Департамента образования Нижнего Новгорода:- Проблема нехватки дошкольных образовательных учреждений стоит в городе очень остро. Очереди большие, люди записываются на получение места в детских садах чуть ли не до рождения ребенка. Разумеется, Департамент образования со своей стороны делает все возможное, чтобы решить проблему. Но не все в наших силах. Дело в том, что строительство муниципальных объектов ведет Департамент строительства, и финансирование идет через него. Наш департамент лишь подает заявки и вносит свои предложения. В городе реализуется программа расширения сети муниципальных детских садов, согласно которой в этом году должны быть сданы четыре садика: в Автозаводском районе, Канавинском, Приокском и Сормовском. Решается также вопрос о пятом – в новом микрорайоне «Медвежья долина» в Нижегородском районе. Там много молодых семей, и объекты социальной инфраструктуры очень нужны. Разумеется, пять детсадов на большой город решат проблему лишь отчасти. Поэтому программа предусматривает также реконструкцию помещений в детсадах, ранее (во время спада рождаемости) переделанных в актовые залы или методические кабинеты. К сожалению, с этим мы несколько запоздали, поэтому сейчас активизировались. Будем искать и другие варианты. Правда, в том, что санитарная инспекция разрешит устраивать группы для дошкольников в переделанных квартирах жилых домов, я, как специалист, очень сомневаюсь, хотя слышала, что опыт такой в других регионах есть.СтатфактВ Приокском районе 44 образовательных учреждения: 8 общеобразовательных школ, две школы с углубленным изучением отдельных предметов, одна коррекционная, центр дополнительного образования, два учреждения дополнительного образования и тридцать детских садов. 7297 детей учатся в школах, 4100 посещают детские сады.
Комментарии