Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей. Даже самым маленьким детям должны быть доступны не только групповые помещения, но и другие пространства дошкольного учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Например, посещая вместе с воспитателем врачебный кабинет или кухню, они наблюдают за работой врача, медсестры, повара. В студии для изобразительной или театрализованной деятельности дошкольников малыши знакомятся с ее оформлением, рассматривают работы старших детей. В зимнем саду они увидят экзотические цветы, фонтан, каменные горки, птиц, ящерок в террариуме. Полученные впечатления они могут переносить в свои игры и в другие виды деятельности.
Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста
Интерьер помещений
Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют, как для детей, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.
Необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение.
С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учреждения (веранды, спортивные снаряды), создается красивый ландшафт (летом – аллеи, клумбы, лужайки, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой – скульптуры из снега). Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты хорошо освещены, украшаются цветами, зеркалами, яркими картинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть устроен зимний сад, звучать музыка, при входе в группу малышей может «встречать» большая игрушка (например, медведь, Чебурашка, Микки-Маус). Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены, следует избегать мрачных тонов, учитывать особенности детского восприятия. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.
Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются индивидуальными картинками для каждого ребенка. Расставляется достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий). Стены украшаются цветами, фотографиями детей. Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обновляются дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, журналы, ксерокопии статей).
Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя. У каждого ребенка имеются свой горшочек и полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение.
В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых можно отдохнуть и полазать. В группе должна быть предусмотрена мебель для взрослых – кресло или небольшой диван, на которых воспитатель может почитать ребенку книжку, побеседовать с ним или отдохнуть в то время, когда малыши спят. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.
Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться, играя в прятки, или, испытывая коммуникативные перегрузки, некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться 1-2 ребенка.
Мебель и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.
Оформление приемной и групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы, эмоции и чувства. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой, она должна стимулировать активность детей, но в то же время не перевозбуждать их. На стенах размещаются аккуратно оформленные картины и репродукции, закреплены полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей, стенд или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть расположены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и тяжелыми для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках. В разных регионах экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный или национальный колорит той или ной культуры, особенности художественных промыслов данного региона.
На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа себя. Для поддержания эмоционального благополучия малышей в изголовье каждой кроватки можно закрепить фотографию мамы ребенка или его семьи.
Групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.
Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствуют созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражают заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.
Зонирование групповых помещений
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального и перспективного развития детей.
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами (например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В групповом помещении могут быть организованы зоны для:
приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
развития движений;
сюжетных игр;
игр со строительным материалом;
игр с машинками;
изобразительной деятельности;
музыкальных занятий;
чтения и рассматривания иллюстраций;
игр с песком и водой;
отдыха (уголок уединения).
уголок природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).
В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.
Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).
В отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.
Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.
Динамичность предметной среды
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда должна объективно служить целям физического и психического развития детей. Она, с одной стороны, обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой – позволяет взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова и пр.
Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно, изготовить оригами и пр.
Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр должны побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов, но в то же время дополняться новыми игрушками, регулярно обновляться для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.
Наряду с сюжетными игрушками необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.
Обеспечение безопасности среды
Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них. Она организуется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм и в то же время не ограничивать свободу детей.
Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки – надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов. Цветы в горшках – стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды) должны быть недоступны для малышей.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений (отсутствие пыли, чистота воды и воздуха).
В свободном доступе для детей не должны находиться слишком мелкие предметы, которыми малыш может причинить вред своему здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Все игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, которые могут поранить ребенка. Педагоги следят за тем, чтобы в игровой комнате, в спальне и в приемной не было пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.
Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под наблюдением взрослых. Нужно следить, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр.
Все игрушки (резиновые, пластиковые), материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага) должны быть нетоксичны.
Следует постоянно заботиться о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок нужно хранить отдельно и регулярно мыть. Нельзя оставлять малышей без присмотра на качелях, горках и других игровых сооружениях. Следует проверять детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других опасных для здоровья предметов. Песок в песочнице должен быть чистым. Организуя наблюдение детей за жизнью животных и растений, игры с песком и водой, нужно следить, чтобы малыши не брали в рот траву, цветы, землю, камушки.
Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста
Группа должна быть оснащена оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Следует иметь в виду, что группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей.
Материалы и оборудование для физического развития детей
В группе должны быть различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков). К ним относятся:
горки;
лесенки;
скамеечки;
туннели;
домики;
игрушки-качалки;
модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов;
веревки;
дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения;
массажные дорожки и коврики с разным покрытием;
«сухой бассейн»;
мини-маты;
трехколесные велосипеды;
мини-стадионы.
Все эти приспособления побуждают малышей залезать, подлезать, проползать, подползать, перешагивать, прыгать и пр.
В группе должны быть игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:
мячи разных размеров, в том числе массажные;
кегли;
обручи, кольца;
игрушки, которые можно катать, толкать;
разноцветные предметы различной формы для нанизывания;
доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками;
специальные приспособления – стенды, тренажеры, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.);
коробки с разными крышками и прорезями, копилки.
Материалы и игрушки для социально-личностного развития детей:
фотографии детей, семьи, семейные альбомы;
фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;
наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых;
картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;
наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных, и т. п.);
аудио- и видеоматериалы о жизни детей и взрослых.
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:
игрушки-персонажи – куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов;
стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);
стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.);
игрушки для разыгрывания различных сюжетов:
– кормления кукол (посуда, столовые приборы);
– укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца);
– купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);
– лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.);
– прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);
– уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки);
– игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы);
– игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);
– игры в «цирк» (заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с барабаном», «Дюймовочка»; куклы-рукавички, маски);
– игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.
строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.;
машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.);
детские телефоны;
предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки);
крупные модули для строительства машин, поездов, домов;
большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать поезда, туннели, дома.
Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития детей
В группе должны находиться бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они должны быть выполнены из разнообразного материала, иметь разные размеры, цвет, фактуру, стимулировать выполнение разнообразных действий. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них.
Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, должны быть:
пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий;
большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками;
матрешки;
наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски);
игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера);
наборы разнообразных объемных вкладышей;
мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы;
конструкторы;
игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки);
заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки).
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
столы-поддоны с песком и водой;
плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы);
разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон);
приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки);
игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками);
пластические материалы (глина, тесто);
материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);
трубочки для продувания, просовывания;
игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций);
игрушки со светозвуковым эффектом;
«Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками;
игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантиновая дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри);
книги, открытки, альбомы, аудио- и видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
Материалы для развития речи:
книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов);
предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки);
материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты);
разрезные картинки, наборы парных картинок;
серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
лото, домино;
аудиокассеты с записями детских песен, сказок;
диафильмы.
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей
В группах должны быть материалы и оборудование общего назначения:
книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства;
альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара);
фланелеграф;
стенд для демонстрации детских рисунков и поделок;
емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
Материалы для изобразительной деятельности:
наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков;
краски (гуашь, акварель, пищевые красители);
кисти для рисования, для клея;
палитра, емкости для воды, красок, клея;
салфетки для вытирания рук и красок;
бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций;
глина, пластилин (не липнущий к рукам);
печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;
трафареты для закрашивания;
доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом;
мольберты;
фартуки и нарукавники для детей.
Все материалы должны быть пригодны для работы – карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.
Материалы для музыкального развития детей:
игрушечные музыкальные инструменты – бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино;
игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки);
аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр, наборы дискет с записями музыкальных произведений).
Материалы для театрализованной деятельности:
оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек – персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты);
карнавальные костюмы, маски;
фланелеграф с набором персонажей и декораций;
различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой);
аудио- и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.
Оборудование и игрушки на детской площадке:
песочница;
скамейки;
горка;
качели;
санки;
игрушки для двигательной активности: мячи, тележки, игрушки для толкания;
игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки);
оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года (надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки).
Наличие данных материалов и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.
Комментарии