search
main
0

Как создать детство? Власти Вологодчины придумали два пути решения проблемы

Детей бросают часто. Как сломанную вещь, вместо которой проще купить новую, нежели починить старую. Начало 90-х – самые «урожайные» годы для различных социальных служб нашей страны. Шутка ли, в Вологодской области только за 1992 год количество отказов от детей выросло от немногим более сотни в год до тысячи. Опомнившись, власти создали разнообразные программы помощи неимущим.

Социальная разруха, характерная для всей постперестроечной России, не так заметна на Вологодчине в том числе и потому, что десять лет назад был найден свой путь выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации.

В чем-то они похожи – детские дома номер один и номер два города Вологды. Первый подал документы на получение статуса региональной экспериментальной площадки. Номер два немного обогнал его, в этом году он получил федеральную «крышу». И тем, и другим управляют лидеры, которым все по плечу – поиски спонсоров, новейшие педагогические разработки, обмен опытом с зарубежными коллегами. Дети из первого и из второго дома по утрам отправляются в школы, детские сады или другие образовательные учреждения, чтобы к вечеру вернуться домой. Далее «драмкружок, кружок по фото…», дома творчества юных, музыкальные школы – каждому по потребности. Застать воспитанников вместе можно ближе к ужину – уставших, переполненных эмоциями. Они сходятся в гостиных и делятся пережитым за день, как положено в обычных семьях. И совсем не положено в казенных детских домах.

И в первый, и во второй дома с удовольствием приезжают гости. Бывший заместитель председателя Правительства РФ Валентина Матвиенко, заместитель министра образования России Александр Киселев, Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, мэр Вологды Алексей Якуничев – вот далеко не полный список государственных чинов, побывавших у ребят. Но самое главное, что объединяет эти два учреждения, – желание их руководителей и коллективов «быть», а не «казаться».

Новая семья – событие

– Во втором детском доме нас ждут к обеду, а пока можно заехать в первый, в нем не менее интересно, – Ольга Харичева, начальник отдела реабилитационной работы и специального образования департамента, вводила меня в курс дела.

По дороге Ольга рассказывала о деле, которым занимается уже пятнадцатый год и в которое пришла не случайно, до этого поработав дефектологом в школе.

На пороге белого двухэтажного кирпичного дома нас встретила директор – Елена Рындина.

– Проходите, располагайтесь, – неожиданный приход гостей немного смутил хозяйку, отвлек от запланированных дел. Мобильность – важное качество управленца. Уже через пять минут Елена рассказывает о своем хозяйстве.

В 1994 году местная власть определила главную идею будущего детского дома – работа над возвращением детей в семьи. Смелая задача!

– Сегодня у нас есть отработанный механизм по опекунству и усыновлению детей, – рассказывает директор. – В детском доме есть штатный психолог, который работает с будущими родителями, детьми. В нужный момент подключаются все – воспитатели, социальный педагог и, конечно, я. Коллектив небольшой, и каждая новая семья для нас – событие.

– Усыновляют ли из вашего детского дома детей за границу?

– Российское законодательство позволяет усыновлять за рубеж как детей с отклонениями в психическом развитии или физически неполноценных, так и здоровых, от которых отказались в России. Очереди на усыновление детей в возрасте от трех лет нет. За пять лет работы по возвращению детей в семью коллективу детского дома №2 удалось найти приемных родителей 93 воспитанникам. Из них пять детей ушли к заграничным усыновителям.

– Вы отслеживаете судьбы своих воспитанников?

– В России – да. С европейскими странами сложнее, формально никто не обязан извещать детский дом о том, как живут наши дети в новых семьях, для этого есть специальные службы государственного надзора.

Пока детей не определили в семьи, они живут здесь. И для них это не временное жилье, а самое что ни на есть постоянное, которое нужно самим обустраивать. Денег, конечно, на евроуют не хватает, зато есть картины ручной вышивки по стенам, кашпо для цветов из макраме… А деньги? Можно заработать, попросить у предпринимателей, депутатов. Ближе к праздникам последние щедры на руку. Хорошо, что праздников в России много.

К слову сказать, есть у детского дома и постоянные попечители, настоящие друзья. Это «Межрегионгаз» и его руководитель Николай Николаевич Пеганов.

По составу группы разновозрастные. Не разделять детей, а соединять – принцип Рындиной, именно такие коллективы максимально приближены к настоящей семье.

Статфакт

В Вологодской области 40 учреждений сиротского типа; из них 26 располагаются в городах и 14 – в сельской местности. В них воспитываются более 2 400 детей.

Братья и сестры вместе

В зеленой справочной книжке Департамента образования Вологодской области – эксклюзивные образовательные учреждения региона. За сухими профессиональными формулировками живые люди, годы работы, великолепные идеи. Название «Детский дом семейного типа» сразу бросилось мне в глаза. Помню, мелькнула мысль: «Детей, наверное, не больше 20». Оказалось, что больше в четыре раза. А еще оказалось, что благодаря эксперименту ребята могут до 23 лет жить в этом детском доме. По правилам типового учреждения они бы очутились за воротами в 18 лет.

Людмила Одинцова, директор детского дома, пригласила нас отобедать. На столе ничего особенного, но вкусно – суп, картошка, котлета, салат.

«Вкусно» оказалось и внутри, когда Людмила Николаевна повела меня по своим владениям. Административный корпус и два жилых двухэтажных домика индивидуальной постройки на 4 семьи. Внизу столовая, гостиная, библиотека, оранжерея или бильярд, наверху жилые комнаты, в каждой по два-три человека. Светлые, спокойные обои, стильные, контрастные занавески, старенькая, сделанная когда-то на заказ мебель.

Главный принцип – сохранить семью, братьев и сестер поселить вместе. Здесь он поставлен во главу угла. Те, кого в детстве насильно разделили, сохраняют негативные воспоминания об этом на всю жизнь. В первом детском доме у каждого воспитанника рядом есть родной человек.

– Конечно, у нас проблем много, – рассказывает Людмила Одинцова. – Исполнительная власть, прописав, что в детских домах семейного типа воспитанники могут жить до 23 лет, не обратила внимание на особенности пяти дополнительных лет. Девушкам приходит пора выходить замуж, а это значит, что я должна собрать им приданое. На какие деньги? В бюджете этот пункт не значится. Конечно, мы самостоятельно выходим из этой ситуации, ребята у нас все рукастые, девчонки вышивают, мальчишки растут настоящими мужчинами: гвоздь забить, починить сантехнику – не проблема. Помогают и спонсоры. С юношами другая ситуация. К примеру, через месяц из армии возвращается мой воспитанник. А бюджет на детский дом сверстан на год вперед. Следовательно, полгода он будет жить у нас без финансирования со стороны государства. Один человек – не проблема, прокормим, оденем и обуем. А если завтра мне придется принять пять или десять человек?..

14 лет назад Одинцова приняла детский дом под свое руководство. Ее главное требование к начальству – возможность самостоятельного выбора персонала. Всего, начиная от уборщиц и заканчивая своими замами. Через несколько лет они отказались от системы ночных нянечек, Людмила Николаевна настояла на том, что воспитатели должны работать в две смены. Упускать вечернее время из процесса воспитания – типичная ошибка для российской социальной системы.

– Одним и тем же делом заниматься не устали? – Ближе к вечеру мы пили чай в кабинете директора. Святая святых для всех воспитанников, комната, где вершится судьба каждого.

– Мы все время находимся в развитии. 14 лет назад я взяла малышей, они росли, и каждый год был не похож на предыдущий. По образованию я воспитатель детского сада, но сегодня решаю проблемы подростков, а завтра уже совсем взрослых людей.

Можно долго спорить об этих двух концептуально разных идеях. Что лучше: отдать ребенка в настоящую семью или создать для него особую, государственную? Можно найти средства для реализации одной идеи, «зарубив» другую. Но эксклюзив Вологодчины в том, что власти, не исключая разные пути решения проблемы, в результате создают ребятам детство.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте